10 киловольт это какое напряжение
Если вы любитель загородных прогулок и пикников, а охота и рыбалка – ваша страсть, велика вероятность, что когда-нибудь вы попадёте под опасное напряжение в зоне ЛЭП. Ведь к определённым электрическим магистралям, вообще, не стоит приближаться. Для электрика определение напряжения — задача несложная. Как же непрофессионалу узнать, какое напряжение в линии электропередач опасно для жизни и здоровья? Ниже мы расскажем читателям сайта Сам Электрик, как определить напряжение ЛЭП по внешнему виду, количеству изоляторов и другим параметрам.
Классификация ВЛ
По напряжению ЛЭП могут быть:
- Низковольтными, на 0,4 киловольта, передающими электроэнергию в пределах небольших населённых пунктов.
- Средними, на 6 или на 10 киловольт, передающими электричество на расстояние менее 10 км.
- Высоковольтными, на 35 киловольт, для электроснабжения небольших городов или посёлков.
- Высоковольтными, на 110 киловольт, распределяющими электричество между городами.
- Высоковольтными, на 150 (220, 330, 500, 750) кВ, передающими энергию на дальние расстояния.
Самое высокое напряжение на ЛЭП составляет 1150 киловольт.
Безопасные расстояния
Правилами охраны труда на каждое напряжение ЛЭП определяются минимальные расстояния до проводящих ток частей. Сокращать эту дистанцию запрещено.
Определение напряжения по внешнему виду
Следующий этап — определение мощностей ВЛ.
Как же узнать напряжение на ЛЭП по её внешнему виду? Легче всего это сделать по количеству проводов и по числу изоляторов. Самый простой способ — определение по изоляторам.
Существуют ВЛ разных классов напряжения. Рассмотрим поочередно каждую.
ЛЭП на 0,4 киловольта (400 Вольт) — низковольтные, встречающиеся во всех населенных пунктах. В них всегда используются штыревые изоляторы из фарфора или стекла. Опоры изготавливают из железобетона или дерева. В однофазной линии два провода. Если фазы три, проводников будет четыре и более.
Далее идут ЛЭП на 6 и 10 киловольт. Визуально они неотличимы друг от друга. Здесь всегда по три провода. В каждом используется два штыревых фарфоровых или стеклянных изолятора или один, но большего номинала. Используются эти трассы для подведения питания к трансформаторам. Минимальное расстояние до частей, проводящих ток, здесь составляет 0,6 м.
Часто в целях экономии совмещают подвеску проводников 0,4 и 10 кВ. Охранной зоной таких трасс является расстояние 10 м.
В ЛЭП на напряжение 35 кВ, используются подвесные изоляторы в количестве от 3 до 5 штук в гирлянде к каждому из трёх фазных проводов.
Обычно такие воздушные магистрали через территорию городов не проходят. Допустимым считается расстояние – 0,6 м, а охранная зона определяется 15 метрами. Опоры должны быть железобетонными или металлическими, с разнесенными друг от друга на допустимое расстояние проводниками, несущими ток.
В ЛЭП на напряжение 110 кВ монтаж каждого из проводов осуществляется на отдельной гирлянде из 6-9 подвесных изоляторов. Минимально близким к проводникам, является расстояние в 1 метр, а охранная зона определяется 20 метрами.
Материалом для опоры служит железобетон или металл.
Если напряжение 150 кВ, применяют 8-9 подвесных изоляторов на каждую гирлянду в ЛЭП. Расстояние 1,5 м до проводников тока считается в этом случае минимальным.
Когда напряжение 220 кВ, число используемых изоляторов находится в пределах от 10 до 40 единиц. Фаза передаётся по одному проводу.
Линии используют для подведения электроэнергии к крупным подстанциям. Наименьшее расстояние приближения к проводникам составляет 2 м. Величина охранной зоны – 25 м.
В последующих классах высоковольтных ЛЭП появляется отличие по числу проводов на фазу.
Если произведен монтаж двух проводников на одну фазу, а изоляторов в гирляндах по 14, перед вами магистраль 330 кВ.
Минимальным расстоянием до токоведущих частей в ней считается 3,5 м. Необходимое увеличение охранной зоны до 30 м. Материалом для опор служит железобетон или метал.
Если фаза расщепляется на 2-3 проводника, а подвесных изоляторов в гирляндах по 20, то напряжение ВЛ составляет 500 кВ.
Охранная зона в этом случае ограничивается 30 метрами. Опасной считается дистанция менее 3,5 м до проводов.
В случае разделения фазы на 4 или 5 проводников, соединение которых кольцевое или квадратное, и присутствия в гирляндах 20 и более изоляторов, напряжение ВЛ составляет 750 кВ.
Охранная территория таких трасс — 40 м, а приближение к токопроводящим частям ближе 5 м опасно для жизни.
В России есть единственная в мире ЛЭП, напряжение которой 1150 кВ. Фазы в ней делятся на 8 проводов каждая, а в гирляндах присутствуют 50 и более изоляторов.
К этой трассе не стоит приближаться более чем на 8 метров. Увидеть такую высоковольтную линию можно, например, на участке магистрали «Сибирь – Центр».
Получить подробную информацию о любой ВЛ, её местоположении можно на интерактивной карте в сети интернет.
Маркировка на опорах
Возможно определение мощности ВЛ по маркировкам, нанесенным непосредственно на опоры. Первыми в такой записи идут заглавные буквы, означающие класс напряжения:
- Т — 35 кВ,
- С – 110 кВ,
- Д – 220 кВ.
Через тире пишут номер линии. Следующая цифра – порядковый номер опоры.
Сети железных дорог
Около 7% электроэнергии, вырабатываемой на электростанциях России, передаётся по трассам ВЛ на объекты ЖД. В целом, длина железнодорожного полотна составляет 43 тысячи километров. Из них 18 тысяч км питаются постоянным током напряжением в 3 000 Вольт, а остальные 25 тысяч км работают на переменном токе напряжением в 25 000 Вольт.
Энергия электрифицированных дорог используется не только для движения поездов. Ею питают промышленные предприятия, населенные пункты, другие объекты недвижимости, расположенные вдоль железных дорог или в непосредственной близости к магистралям. По статистике, более половины электроэнергии контактной сети ЖД расходуется на электроснабжение объектов, не включенных в транспортную инфраструктуру.
Заключение
После того, как удалось выяснить, как по количеству изоляторов можно определить напряжение на ЛЭП, осталось понять, насколько можно доверять такому способу.
Климатические условия на территории России довольно разнообразны. Например, умеренно континентальный климат в Москве значительно отличается от влажных субтропиков Сочи. Поэтому, ВЛ одинакового класса напряжения, расположенные в различных климатических и природных условиях, могут отличаться друг от друга и по типу опор, и по количеству изоляторов.
В случае комплексного анализа по всем критериям, предложенным в статье, определение напряжения ЛЭП по внешним признакам будет довольно точным. А вот каким может быть напряжение в конкретной высоковольтной магистрали, со 100% точностью вам подскажут местные энергетики.
Материалы по теме:
- Причины потерь электроэнергии на больших расстояниях
- Что такое электрическое поле
- Шаговое напряжение и пути его преодоления
ЛЭП – линии электропередач, виды, воздушные, высоковольтные, кабельные ЛЭП
Аббревиатура расшифруется как линии электропередач. Эта установка необходима для передачи электрической энергии по кабелям, находящимся на открытой местности (воздухе) и установленными при помощи изоляторов и арматуры к стойкам или опорам. За точку начала и конца линий электропередач принимают линейные входы или линейные выходы РУ, а для ветвления — специальная опора и линейный вход.
Как выглядит станция ЛЭП
Опоры можно разделить на:
- промежуточные которые находятся на прямых участках трассы установок, их используют только для удержания кабелей;
- анкерные в основном монтируются на прямых границах ВЛ;
- концевые стойки — это подвид анкерных, они ставятся в начале и конце ВЛ. При стандартных условиях функционирования установки, они принимают нагрузку от кабелей;
- специальные стойки используются для изменения положения кабелей на ЛЭП;
- декорированные стойки, помимо поддержки, они выполняют роль эстетичной красоты.
Линии электропередач можно условно разделить на воздушные и подземные. Последние все больше набирают популярность из-за удобства прокладки, высокой надежности и снижения потерь напряжения.
Обратите внимание! Эти линии различаются методом прокладки, особенностью конструкции. В каждой есть свои плюсы и минусы.
При работе с ЛЭП необходимо соблюдать все правила безопасности, потому что во время монтажа можно получить не только травмы, но и погибнуть.
Типы используемых опор
Определение. Общая классификация
Электрическая воздушная линия (ВЛЭП) – совокупность устройств, расположенных на открытом воздухе и предназначенных для передачи электроэнергии. В состав воздушных линий входят провода, траверсы с изоляторами, опоры. В качестве последних в некоторых случаях могут выступать конструктивные элементы мостов, путепроводов, зданий и прочих сооружений. При возведении и эксплуатации воздушных линий электропередач и сетей также используется различная вспомогательная арматура (грозозащита, заземляющие устройства), дополнительное и сопутствующее оборудование (высокочастотной и волоконно-оптической связи, промежуточного отбора мощности) и элементы маркировки комплектующих.
По роду передаваемой энергии воздушные линии подразделяют на сети переменного и постоянного тока. Последние, ввиду определенных технических трудностей и неэффективности, широкого распространения не получили и применяются лишь для энергоснабжения специализированных потребителей: приводов постоянного тока, электролизных цехов, городских контактных сетей (электрифицированного транспорта).
По номинальному напряжению воздушные линии электропередачи принято делить на два больших класса:
- Низковольтные, напряжением до 1 кВ. Государственными стандартами определяются четыре номинальных значения: 40, 220, 380 и 660 В.
- Высоковольтные, свыше 1 кВ. Здесь определены двенадцать номинальных значений: среднего напряжения – от 3 до 35 кВ, высокого – от 110 до 220 кВ, сверхвысокого – 330, 500 и 700 кВ и ультравысокого – свыше 1 МВ.
Примечание: все приведенные цифры соответствуют межфазному (линейному) напряжению трехфазной сети (шести- и двенадцатифазные системы серьезного промышленного распространения не имеют).
Технические характеристики линий электропередач
Основные параметры ЛЭП:
- l — промежутки между стойками или опорами ЛЭП;
- dd — пространство между соседними кабельными линиями;
- λλ — можно расшифровать как протяженность гирлянды ЛЭП;
- HH — высота стойки;
- hh — самое малое разрешенное расстояние от низкой отметки кабеля до почвы.
Расшифровывать все характеристики установок сможет не каждый. Поэтому за помощью можно обратиться к профессионалу.
Ниже представлена таблица линий электропередач, обновленная в 2010 году. Более полное описание можно находить на форумах электрики.
Номинальное напряжение, кВ | ||||||
40 | 115 | 220 | 380 | 500 | 700 | |
Промежуток l, м | 160-210 | 170-240 | 240-360 | 300-440 | 330-440 | 350-550 |
Пространство d, м | 3,0 | 4,5 | 7,5 | 9,0 | 11,0 | 18,5 |
Протяженность гирлянды X, м | 0,8-1,0 | 1,4-1,7 | 2,3-2,8 | 3,0-3,4 | 4,6-5,0 | 6,8-7,8 |
Высота стойки Н, м | 11-22 | 14-32 | 23-42 | 26-44 | 28-33 | 39-42 |
Параметр линии h, м | 6-7 | 7-8 | 7-8 | 8-11 | 8-14 | 12-24 |
Количество кабелей в фазе* | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4-6 |
Объем сечений проводов, мм2 |
60-185 | 70-240 | 250-400 | 250-400 | 300-500 | 250-700 |
Вам это будет интересно Описание провода ПУНП
Основные элементы установки
Чтобы понизить число аварийных выключений, которые возникают при плохих погодных условиях, линии электростанций снабжаются грозозащитными канатами, которые устанавливаются на стойках выше кабелей и используются для подавления прямых попаданий грозы в ЛЭП. Они похожи на металлические оцинкованные многопроволочные тросы или специальные усиленные алюминиевые кабели малого сечения.
Производятся и используются такие устройства от молний с встроенными в их трубчатый стержень оптико-волоконными жилами, которые дают многоканальную связь. На территориях с постоянно повторяющимися и сильными морозами, лед откладывается на провода и образуются аварии из-за пробивания воздушных линий при приближении провисших канатов и кабелей.
Рабочая температура линий электропередач составляет от 150 до 200 градусов. Внутри провода не имеют изоляцию. Они должны обладать высокой степенью проводимости, а также устойчивостью к механическим повреждениям.
Ниже описано, какие линии электропередач используются для передачи электроэнергии.
Виды
ЛЭП используются для перемещения и распространения электроэнергии. Виды линий можно поделить:
- по виду расположения кабелей — воздушные (находятся на открытом воздухе) и закрытые (в кабель-каналах);
- по функциям — сверхдальние, для магистралей, распределительные.
Воздушные ЛЭП также можно разделить на подвиды, который зависят от проводников, типа тока, мощности, применяемого сырья. Ниже подробно описаны эти классификации.
По типу тока ЛЭП можно подразделить на две группы. Первая из них — это линии электропередач постоянного тока. Такие установки помогают свести к минимуму потери при перемещении энергии, потому используются для передачи тока на дальние расстояния. Этот вид ЛЭП достаточно популярен в европейских государствах, но в России такие линии электропередач можно пересчитать по пальцам. Многие железные дороги работают на переменном токе.
Вторая группа — это линии электропередач постоянного тока, в которых энергия всегда одинакова независимо от направления и сопротивления. Почти все установки в России питаются постоянным током. Их проще произвести и эксплуатировать, но потери при перемещении тока очень часто достигают 10 кВт/км за полгода на ЛЭП с напряжением 450 кВ.
Кабельные линии электропередачи
Шкаф учета электроэнергии: функции, классификация, выбор
Что такое кабельная ЛЭП? Данный тип линий электропередач отличается от ВЛ тем, что провода различных фаз изолированы и объединены в единый кабель.
Кабельная линия электропередачи (КЛ) состоит из одного или нескольких кабелей и кабельной арматуры для соединения кабелей и для присоединения кабелей к электрическим аппаратам или шинам распределительных устройств.
В отличие от ВЛ кабели прокладываются не только на открытом воздухе, но и внутри помещений (рис. 8), в земле и воде. Поэтому КЛ подвержены воздействию влаги, химической агрессивности воды и почвы, механическим повреждениям при проведении земляных работ и смещении грунта во время ливневых дождей и паводков. Конструкция кабеля и сооружений для прокладки кабеля должна предусматривать защиту от указанных воздействий.
Рис. 8. Прокладка силовых кабелей в помещении и на улице
По значению номинального напряжения кабели делятся на три группы: кабели низкого напряжения (до 1 кВ), кабели среднего напряжения (6…35 кВ), кабели высокого напряжения (110 кВ и выше). По роду тока различают кабели переменного и постоянного тока.
Силовые кабели выполняются одножильными, двухжильными, трехжильными, четырехжильными и пятижильными. Одножильными выполняются кабели высокого напряжения; двухжильными – кабели постоянного тока; трехжильными – кабели среднего напряжения.
Кабели низкого напряжения выполняются с количеством жил до пяти. Такие кабели могут иметь одну, две или три фазных жилы, а также нулевую рабочую жилу N и нулевую защитную жилу РЕ или совмещенную нулевую рабочую и защитную жилу PEN.
По материалу токопроводящих жил различают кабели с алюминиевыми и медными жилами. В силу дефицитности меди наибольшее распространение получили кабели с алюминиевыми жилами. В качестве изоляционного материала используется кабельная бумага, пропитанная маслоканифольным составом, пластмасса и резина. Различают кабели с нормальной пропиткой, обедненной пропиткой и пропиткой нестекающим составом. Кабели с обедненной или нестекающей пропиткой прокладывают по трассе с большим перепадом высот или по вертикальным участкам трассы.
Кабели высокого напряжения выполняются маслонаполненными или газонаполненными. В этих кабелях бумажная изоляция заполняется маслом или газом под давлением.
Защита изоляции от высыхания и попадания воздуха и влаги обеспечивается наложением на изоляцию герметичной оболочки. Защита кабеля от возможных механических повреждений обеспечивается броней. Для защиты от агрессивности внешней среды служит наружный защитный покров.
При изучении кабельных линий целесообразно отметить сверхпроводящие кабели для линий электропередачи в основу конструкции которых положено явление сверхпроводимости. В упрощенном виде явление сверхпроводимости в металлах можно представить следующим образом. Между электронами как между одноименно заряженными частицами действуют кулоновские силы отталкивания. Однако при сверхнизких температурах для сверхпроводящих материалов (а это 27 чистых металлов и большое количество специальных сплавов и соединений) характер взаимодействия электронов между собой и с атомной решеткой существенно видоизменяется. В результате становится возможным притягивание электронов и образование так называемых электронных (куперовских) пар. Возникновение этих пар, их увеличение, образование «конденсата» электронных пар и объясняет появление сверхпроводимости. С повышением температуры часть электронов термически возбуждается и переходит в одиночное состояние. При некоторой так называемой критической температуре все электроны становятся нормальными и состояние сверхпроводимости исчезает. То же происходит и при повышении напряженности магнитного поля. Критические температуры сверхпроводящих сплавов и соединений, используемых в технике, составляют 10 — 18 К, т.е. от –263 до –255°С.
Первые проекты, экспериментальные модели и опытные образцы таких кабелей в гибких гофрированных криостатирующих оболочках были реализованы лишь в 70—80-е годы XX века. В качестве сверхпроводника использовались ленты на основе интерметаллического соединения ниобия с оловом, охлаждаемые жидким гелием.
Технико-экономические исследования показывают, что высокотемпературные сверхпроводящие кабели будут более эффективными по сравнению с другими видами электропередачи уже при передаваемой мощности более 0,4 — 0,6 ГВ·А в зависимости от реального объекта применения. Высокотемпературные сверхпроводящие кабели предполагается в будущем использовать в энергетике в качестве токопроводов на электростанциях мощностью свыше 0,5 ГВт, а также глубоких вводов в мегаполисы и крупные энергоемкие комплексы. При этом необходимо реально оценивать экономические аспекты и полный комплекс работ по обеспечению надежности таких кабелей в эксплуатации.
Однако следует отметить, что при строительстве новых и реконструкции старых КЛ необходимо руководствоваться положениями ПАО «Россети», согласно которым на КЛ запрещено применять:
- силовые кабели, не отвечающие действующим требованиям по пожарной безопасности и выделяющие большие концентрации токсичных продуктов при горении;
- кабели с бумажно-масляной изоляцией и маслонаполненные;
- кабели, изготовленные по технологии силанольной сшивки (силанольносшиваемые композиции содержат привитые органофункциональные силановые группы, и сшивание молекулярной цепи полиэтилена (ПЭ), приводящее к образованию пространственной структуры, в этом случае происходит за счет связи кремний-кислород-кремний (Si-O-Si), а не углерод-углерод (С-С), как это имеет место при пероксидном сшивании).
Будет интересно➡ SM контроллер шины: что это такое и где взять драйвер
Кабельную продукцию в зависимости от конструкций подразделяют на кабели, провода и шнуры.
Кабель – полностью готовое к применению заводское электротехническое изделие, состоящее из одной или более изолированных токопроводящих жил (проводников), заключенных, как правило, в металлическую или неметаллическую оболочку, поверх которой в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься соответствующий защитный покров, в состав которого может входить броня. Силовые кабели в зависимости от класса напряжения имеют от одной до пяти алюминиевых или медных жил сечением от 1,5 до 2000 мм2, из них сечением до 16 мм2 – однопроволочные, свыше – многопроволочные.
Провод – одна неизолированная или одна и более изолированных жил, поверх которых в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься неметаллическая оболочка, обмотка и (или) оплетка волокнистыми материалами или проволокой.
Шнур – две или более изолированных, или особо гибких жил сечением до 1,5 мм2, скрученных или уложенных параллельно, поверх которых в зависимости от условий прокладки и эксплуатации могут быть наложены неметаллическая оболочка и защитные покрытия.
По условиям прохождения
По условиям прохождения КЛ делят на:
- Подземные;
- Подводные;
- По сооружениям.
Кабельные сооружения
Помимо того, что кабель может находиться в воде или земле, часть его обязательно проходит по кабельным сооружениям, к которым относятся:
- Кабельные каналы;
- Кабельная камера;
- Кабельная шахта;
- Кабельный колодец;
- Двойной пол;
- Кабельная галерея.
Данный перечень неполон, основное отличие кабельных сооружений от прочих – они предназначены исключительно для монтажа кабеля вместе с устройствами крепления, силовыми муфтами и ответвлениями.
По типу изоляции
Наибольшее распространение получили кабельные линии с твердой изоляцией:
- Поливинилхлоридная;
- Масляно-бумажная;
- Резино-бумажная;
- Полиэтиленовая (сшитый полиэтилен);
- Этилен-пропиленовая.
Реже встречаются жидкостная и газовая изоляции.
Технические параметры и защита
При проектировании и монтаже воздушных линий электропередач учитывают следующие важнейшие характеристики:
- Длину промежуточного пролета (дистанцию между осями соседних стоек).
- Расстояние удаления друг от друга фазных проводников и самого нижнего – от поверхности земли (габарит линии).
- Длину гирлянды изоляторов в соответствии с номинальным напряжением.
- Полную высоту опор.
Получить представление об основных параметрах воздушных линий электропередач 10 кВ и выше можно из таблицы.
10 кВ | 35 кВ | 110 кВ | 220 кВ | 330 кВ | 500 кВ | 750 кВ | |
Пролет, м | до 150 | 150- 200 | 170-250 | 250-350 | 300-400 | 350-450 | 350-540 |
Межфазное расстояние, м | 1,0 | 3,0 | 4,0 | 6,6 | 9 | 12 | 17,5 |
Габарит линии, м | 6 | 6,5 | 7 | 7,5 | 7,6-8 | 15,5 | 23 |
Длина гирлянды, м | – | 0,7-1,1 | 1,4-1,7 | 2,3-2,7 | 3,1-3,6 | 4,6-5,1 | 6,8-7,9 |
Высота опоры, м | 13-14 | 10-21 | 13-31 | 22-41 | 25-43 | 27-32 | 38-41 |
Для предупреждения повреждений воздушных линий и профилактики аварийных отключений во время грозы над фазными проводами пускают стальной или сталеалюминиевый тросовый молниеотвод, сечением 50-70 мм2, заземленный на опорах. Нередко его выполняют полым, и это пространство используют для организации высокочастотных каналов связи.
Защиту от возникающих при ударах молнии перенапряжений обеспечивают вентильные разрядники. В случае возникновения на проводах индуцированного грозового импульса, происходит пробой искрового промежутка, в результате которого разряд перетекает на опору, имеющую потенциал земли, не повреждая изоляции. Сопротивление опоры уменьшают, используя специальные заземляющие устройства.
Воздушная линия электропередачи
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) – устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам с защитной изолирующей оболочкой (ВЛЗ) или неизолированным проводам (ВЛ), находящимся на открытом воздухе и прикрепленным с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и линейной арматуры к опорам или другим инженерным сооружениям (мостам, путепроводам). Главными элементами ВЛ являются:
- провода;
- защитные тросы;
- опора, поддерживающая провода и торосы на определенной высоте над уровнем земли или воды;
- изоляторы, изолирующие провода от тела опоры;
- линейная арматура.
За начало и за конец воздушной линии принимают линейные порталы распределительных устройств. По конструктивному устройству ВЛ делятся на одноцепные и многоцепные, как правило 2-цепные.
Обычно ВЛ состоит из трех фаз, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением выше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов (одной цепи) (рис. 1), на опорах двухцепных ВЛ подвешивают шесть проводов (две параллельно идущие цепи). При необходимости над фазными проводами подвешивается один или два грозозащитных троса. На опорах ВЛ распределительной сети напряжением до 1 кВ подвешивается от 5 до 12 проводов для электроснабжения различных потребителей по одной ВЛ (наружное и внутреннее освещение, электросиловое хозяйство, бытовые нагрузки). ВЛ напряжением до 1 кВ с глухозаземлённой нейтралью помимо фазных снабжена нулевым проводом.
Рис. 1. Фрагменты ВЛ 220 кВ: а – одноцепной; б – двухцепной
Провода воздушных линий электропередачи в основном изготавливаются из алюминия и его сплавов, в некоторых случаях из меди и ее сплавов, выполняются из холоднотянутой проволоки, обладающей достаточной механической прочностью. Однако наибольшее распространение получили многопроволочные провода из двух металлов с хорошими механическими характеристиками и относительно невысокой стоимостью. К проводам такого типа относятся сталеалюминиевые провода с отношением площадей поперечного сечения алюминиевой и стальной части от 4,0 до 8,0. Примеры расположения фазных проводов и грозозащитных тросов показаны на рис. 2, а конструктивные параметры ВЛ стандартного ряда напряжений приведены в табл. 1.
Рис. 2. Примеры расположения фазных проводов и грозозащитных тросов на опорах: а – треугольное; б – горизонтальное; в – шестиугольное «бочкой»; г – обратной «елкой»
Таблица 1. Конструктивные параметры воздушных линий
напряжение ВЛ, кВ
фазными проводами, м
Для всех приведенных вариантов расположения фазных проводов на опорах характерно несимметричное расположение проводов по отношению друг к другу. Соответственно это ведет к неодинаковому реактивному сопротивлению и проводимости разных фаз, обусловленных взаимной индуктивностью между проводами линии и как следствие к несимметрии фазных напряжений и падению напряжения.
Для того чтобы сделать емкость и индуктивность всех трех фаз цепи одинаковыми, на линии электропередачи применяют транспозицию проводов, т.е. взаимно меняют их расположение друг относительно друга, при этом каждый провод фазы проходит одну треть пути (рис. 3). Одно такое тройное перемещение называется циклом транспозиции.
Рис. 3. Схема полного цикла транспозиции участков воздушной линии электропередачи: 1, 2, 3 – фазные провода
Транспозицию фазных проводов воздушной линии электропередачи с неизолированными проводами применяют на напряжение 110 кВ и выше и при протяженности линии 100 км и больше. Один из вариантов монтажа проводов на транспозиционной опоре показан на рис. 4. Следует отметить, что транспозицию токопроводящих жил иногда применяют и в КЛ, кроме того современные технологии проектирования и сооружения ВЛ позволяют технически реализовать управление параметрами линии (управляемые самокомпенсирующиеся линии и компактные воздушные линии сверхвысокого напряжения).
Рис. 4. Транспозиционная опора
Провода и защитные тросы ВЛ в определенных местах должны быть жестко закреплены на натяжных изоляторах анкерных опор (концевые опоры 1 и 7, устанавливаемые в начале и конце ВЛ, как это показано на рис. 5 и натянуты до заданного тяжения. Между анкерными опорами устанавливают промежуточные опоры, необходимые для поддержания проводов и тросов, при помощи поддерживающих гирлянд изоляторов с поддерживающими зажимами, на заданной высоте (опоры 2, 3, 6), устанавливаемые на прямом участке ВЛ; угловые (опоры 4 и 5), устанавливаемые на поворотах трассы ВЛ; переходные (опоры 2 и 3), устанавливаемые в пролете пересечения воздушной линией какого-либо естественного препятствия или инженерного сооружения, например, железной дороги или шоссе.
Рис. 5. Эскиз воздушной линии электропередачи
Расстояние между анкерными опорами называют анкерным пролетом воздушной линии электропередачи (рис. 6). Горизонтальное расстояние между точками крепления провода на соседних опорах называется длиной пролета L. Эскиз пролета ВЛ показан на рис. 7. Длину пролета выбирают в основном по экономическим соображениям, кроме переходных пролетов, учитывая, как высоту опор, так и провисание проводов и тросов, а также количество опор и изоляторов по всей длине ВЛ.
Рис. 6. Эскиз анкерного пролета ВЛ: 1 – поддерживающая гирлянда изоляторов; 2 – натяжная гирлянда; 3 – промежуточная опора; 4 – анкерная опора
Наименьшее расстояние по вертикали от земли до провода при его наибольшем провисании называют габаритом линии до земли – h. Габарит линии должен выдерживаться для всех номинальных напряжений с учетом опасности перекрытия воздушного промежутка между фазными проводами и наиболее высокой точкой местности. Также необходимо учитывать экологические аспекты воздействия высоких напряженностей электромагнитного поля на живые организмы и растения.
Наибольшее отклонение фазного провода fп или грозозащитного троса fт от горизонтали под действием равномерно распределенной нагрузки от собственной массы, массы гололеда и давления ветра называют стрелой провеса. Для предотвращения схлёстывания проводов стрела провеса троса выполняется меньше стрелы провеса провода на 0,5 – 1,5 м.
Конструктивные элементы ВЛ, такие как фазные провода, тросы, гирлянды изоляторов обладают значительной массой поэтому силы действующие на одну опору достигает сотен тысяч ньютон (Н). Силы тяжения на провод от веса провода, веса натяжных гирлянд изоляторов и гололедных образований направлены по нормали вниз, а силы, обусловленные ветровым напором, по нормали в сторону от вектора ветрового потока, как это показано на рис. 7.
Рис. 7. Эскиз пролета воздушной линии электропередачи
С целью уменьшения индуктивного сопротивления и увеличения пропускной способности ВЛ дальних передач используют различные варианты компактных ЛЭП, характерной особенностью которых является уменьшенное расстояние между фазными проводами. Компактные ЛЭП имеют более узкий пространственный коридор, меньший уровень напряженности электрического поля на уровне земли и позволяют технически реализовать управление параметрами линии (управляемые самокомпенсирующиеся линии и линии с нетрадиционной конфигурацией расщепленных фаз).
Опоры воздушных линий электропередачи
Опоры – конструкции, выполненные из дерева, железобетона, металла или композитных материалов для обеспечения необходимого расстояние проводов и грозозащитных тросов от земной поверхности. Самый бюджетный вариант – деревянные стойки, используемые очень широко в прошлом веке при строительстве высоковольтных линий, – постепенно выводятся из эксплуатации, а новые почти не устанавливаются. К основным элементам опор воздушных линий электропередачи относятся:
- фундаментные основания,
- стойки,
- подкосы,
- растяжки.
Будет интересно➡ Мультиметр в проверке катушки зажигания
Конструкции разделяют на анкерные и промежуточные. Первые устанавливают в начале и конце линии, при изменении направления трассы. Особый класс анкерных опор – переходные, используемые на пересечениях ВЛЭП с водными артериями, путепроводами и подобными объектами. Это самые массивные и высоконагруженные конструкции. В сложных случаях их высота может достигать 300 метров!
Прочность и габариты конструкции промежуточных опор, используемых только для прямых участков трасс, не столь внушительны. В зависимости от назначения, их разделяют на транспозиционные (служащие для смены месторасположения фазных проводов), перекрестные, ответвительные, пониженные и повышенные. С 1976 года все опоры были строго унифицированы, но в наши дни наблюдается процесс отхода от массового применения типовых изделий. Каждую трассу стараются максимально адаптировать к условиям рельефа, ландшафта и климата.
Провода для воздушных линий электропередач
Главное требование к проводам ВЛЭП – высокая механическая прочность. Делятся на два класса – неизолированные и изолированные. Могут быть выполнены в виде многопроволочных и однопроволочных проводников. Последние, состоящие из одной медной или стальной жилы, применяются только для строительства трасс низкого напряжения.
Многопроволочные провода для воздушных линий электропередач могут быть выполнены из стали, сплавов на основе алюминия или чистого металла, меди (последние, вследствие высокой стоимости, на протяженных трассах, практически не используются). Наиболее распространены проводники, изготовленные из алюминия (в обозначении присутствует буква “А”) или сталеалюминиевых сплавов (марка АС или АСУ (усиленные)). Конструктивно представляют собой скрученные стальные проволоки, поверх которых навиты алюминиевые жилы. Стальные, для защиты от коррозии, оцинковывают.
Выбор сечения производят в соответствии с передаваемой мощностью допустимого падения напряжения, механических характеристик. Стандартные сечения проводов, производимых в России, – 6, 10, 16, 25, 35, 50, 70, 95, 120 и 240. Представление о минимальных сечениях проводов, применяемых для сооружения воздушных линий, можно получить из таблицы, приведенной ниже.
Материал жилы | Линии свыше 1 кВ, мм2 | Линии до 1 кВ, мм2 | Ответвления к вводам (длина до 10 м/ свыше 10 м), мм2 |
Медь | 25 | 2,5 | |
Сталь | 25 | 25 | 4/4 |
Алюминий | 356 | 16 | 6 / 10 |
Ответвления выполняют чаще изолированными проводами (марки АПР, АВТ). Изделия имеют атмосферостойкое изоляционное покрытие и стальной несущий тросик. Соединения проводов в пролетах монтируют на участках, не подверженных механическим воздействиям. Сращивают их обжатием (с применением соответствующих приспособлений и материалов) либо свариванием (термитными шашками или специальным аппаратом).
В последние годы при возведении воздушных линий все чаще используют самонесущие изолированные провода. Для ВЛЭП низкого напряжения промышленностью выпускаются марки СИП-1, -2 и -4, а для линий 10-35 кВ – СИП-3.
На трассах напряжением свыше 330 кВ, для предотвращения коронных разрядов, практикуется применение расщепленной фазы – один провод большого сечения заменяется несколькими меньшими, скрепленными между собой. С ростом номинального напряжения их число увеличивается от 2 до 8.
Состав линий электропередачи
ВЛ в своем составе имеют множество устройств и конструкций. Перечислим основные из них:
- опоры;
- арматура и изоляторы;
- устройства заземления;
- провода и тросы;
- разрядные устройства;
- маркеры для обозначения проводов;
- подстанции.
Помимо прямого назначения воздушные линии используются в качестве инженерных конструкций для подвеса волоконно-оптического кабеля связи. В связи с этим на некоторых линиях количество составляющих элементов постоянно растет.
абельной и воздушной линий различны. Для дифференциации рассмотрим каждый вид ЛЭП отдельно.
Кабельные линии применяются для передачи электрической энергии в местах, недоступных для подвеса по опорам ВЛ. В состав входит силовой кабель и узлы ввода на подстанции и к конечным потребителям.
Обоснование высокого напряжения
Потребителям принято доставлять электрический ток напряжением 220 и 380 вольт. Однако в условиях протяженных линий это не выгодно, так как потери на участках длиной более 2 км могут быть несопоставимы с необходимой потребляемой мощностью.
В целях снижения потерь на больших расстояниях повышают мощность и передают ток высокого напряжения. Для этого перед передачей используют повышающие подстанции, а перед потребителем ставят понижающие трансформаторы. Таким образом, линия передачи выглядит следующим образом:
Структурная схема ЛЭП
Предназначение ВЛ электропередач
Такими ВЛ называются установки, которые используются для перемещения и распределения электрической энергии по кабелям, находящимся на открытом воздухе и удерживающимися, при помощи специальных стоек. ВЛ устанавливаются и используются в самых различных погодных условиях и географической местности, склонны к атмосферному влиянию (осадки, перепады температур, ветры).
Поэтому воздушные линии необходимо устанавливать с учетом погодных факторов, загрязнения атмосферы, требований прокладки (для города, поля, деревни) и прочее. Установка должна соответствовать ряду правил и нормативам:
- экономически выгодная стоимость;
- высокой электропроводностью, прочностью используемых канатов и стоек;
- устойчивость к механическим повреждениям, коррозии;
- быть безопасной для природы ичеловека, не занимать много свободной территории.
Определение напряжения ЛЭП
Разумеется, что кабельные линии электропередач в большинстве своем скрыты, да и находящиеся на открытом воздухе далеко не всегда можно различить визуально.
А вот воздушные линии можно определить по:
- Типу применяемых в ЛЭП опор;
- Внешнему виду и числу изоляторов;
- Проводам;
- Размеру охранной зоны;
- Буквенной маркировке на опорах (Т – 35кВ, С – 110кВ, Д – 220кВ).
Буквенная маркировка на опоре
Поэтому далее рассмотрим систему определения величины напряжения ЛЭП по основным визуальным критериям.
Строительство линий электропередач
Электроснабжение отдельных домов, поселков и городов основано на передаче электроэнергии от трансформаторных подстанций, посредством воздушных или кабельных линий, потребителям. Сегодня мы поговорим о самом распространенном способе передачи электрической энергии на расстояние – с помощью линий электропередач (ЛЭП), прокладываемых воздушным способом, по опорам ЛЭП. Воздушные линии (ВЛ) электропередач и, соответственно, опоры ЛЭП, есть в каждом населенном пункте и для каждого нового объекта на карте необходимо провести свою линию. Подключение электричества жилых домов также, как правило, осуществляется посредствам воздушных вводов.
Свое распространение воздушные линии (ВЛ) получили по следующим причинам:
- простота и скорость монтажа в любое время года (в отличии от кабельных линий, прокладка которых в зимнее время в промёрзшей земле сопряжена с соответствующими трудностями);
- меньшее количество изоляции у провода СИП, чем у силовых кабелей, и, соответственно, на порядок меньшая стоимость материалов и работ, при большой протяженности трасс линий.
- удобство и простота обслуживания, так как все повреждения воздушной линии, в отличии от кабельной, проложенной под землёй, легко найти и устранить.
В данной статье речь пойдет о проектировании и монтаже воздушных линий электроснабжения класса напряжения 0,4-10 кВ.
Строительство ЛЭП при подключении к электросетям – комплексная, сложная работа, при которой важно придерживаться всех существующих нормативов и требований. Но задача облегчается тем, что для каждого вида ЛЭП существуют свои типовые решения, проекты. Основываясь на них, можно построить линию, полностью соответствующую требованиям СНиП, ПУЭ и РД.
Наша строительная компания занимается строительством воздушных ЛЭП, основываясь именно на таких типовых проектах. В частности, работа ведется по книгам типового проектирования Niled и Ensto, а также, по типовым проектам, например, Л56-97 и 3.407.1-143. Указанные типовые решения – наиболее распространенные из применяемых в сфере энергетики.
Однако при строительстве и проектировании ВЛ учитываются и требования заказчика, указанные в ТЗ. Именно на его основе проектируется и строится линия электроснабжения.
Стоит напомнить, что этот тип линий электропередач относят к низковольтным, распределительным сетям, которые прокладываются для электроснабжения самых разных потребителей электроэнергии: производственных площадок, объектов сельского хозяйства, садоводческих участков, жилых объектов, частных домов и так далее. Работы выполняются строительными компаниями, имеющими соответствующие лицензии.
Такие линии прокладывают на открытой местности. В зависимости от особенностей линии, могут использоваться металлические, деревянные или железобетонные опоры лэп. Согласно текущим правилам сетевых организаций, на сегодняшний день преимущественно применяются железобетонные опоры, как наиболее безопасные, долговечные, обладающие всеми необходимыми эксплуатационными характеристиками.
Технологически процесс строительства разделяется на два этапа: подготовительные работы и собственно электромонтаж трассы линии строительной компанией.
В подготовительные работы проектной организации входит следующий перечень мероприятий:
- Трассировка трассы линии, в соответствии со схемой электроснабжения (геодезисты, по координатам, выносят опоры согласно их расположению в проекте).
- Обследование пролегающих на участке строительства поверхностей: дорог, мостов, болотистых местностей.
- Подготовка трассы ЛЭП, то есть, ее расчистка от мешающих бетонных плит, ветвей или других объектов.
- Поставка необходимых материалов (столбов, проводов СИП, линейной арматуры) на место монтажа.
- Развозка опор по ходу трассы линии.
В процессе строительства воздушных ЛЭП осуществляются такие работы:
- Непосредственно земляные работы: шурфлением или бурением места под опору.
- Монтаж столбов лэп.
- Монтаж линейной арматуры на опорах.
- Монтаж заземлений опор (электрод заземления забивается в землю и к нему крепится полоса, опускаемая по телу опоры).
- Натяжка провода СИП.
- Врезка в существующую линию или подключение линии в трансформаторной подстанции (ТП).
- Подключение электричества абоненту, в отношении которого проводится технологическое присоединение.
При монтаже таких ЛЭП, в зависимости от условий прохождения линии, используются железобетонные опоры, марок СВ164, СВ110, СВ95. Провода, на настоящий момент, применяются строго изолированные, самонесущие, типа СИП.
Как говорилось ранее, такие линии монтируются для подключения к электросетям различных объектов в городе и за его пределами.
Подключение линии внутри трансформаторной подстанции или в распределительном щите выполняется на свободный автоматический выключатели или рубильник. Прокладываются линии внутри ТП по стенам, внутри или снаружи конструкции или здания, с помощью специальных креплений, в гофрированных трубах, защищающих провод СИП от механических повреждений.
Подключение отпаечных линий к магистрали, вне зависимости от класса напряжения, осуществляется с помощью прокалывающих зажимов (так называемые «орешки»). При этом стоит учитывать расстояние первой опоры сооружаемой линии от места врезки – обычно оно не должно превышать 5 метров.
Также, в местах врезки в существующую линию, для линий напряжением 6 и 10 кВ, необходимо устанавливать устройства переносного заземления линии.
Таким образом, монтаж воздушных линий электропередач – сложный, длительный процесс, в ходе которого необходимо учитывать много важных моментов, как на стадии проектирования, так и при проведении строительства. Обращение в специальную строительную компанию, с хорошей репутацией и большим опытом работы в этой сфере, застрахует от ошибочных решений, а значит, от аварийных и потенциально опасных случаев при эксплуатации линии.
Этапы строительства линий электропередач
Строительство производится в строгом соответствии с нормами, регламентами и законодательством РФ на проведение работ, согласно «Правилам безопасности при строительстве линий электропередач и производства электромонтажных работ».
Расчеты и проектирование ЛЭП должен осуществлять специалист, который будет четко соблюдать все требования и нормы прокладки ЛЭП (расстояние от дорог, магистралей, населенных пунктов).
Будет интересно➡ Применение тензометра: тензометрирование конструкций, принцип действия и устройство
этот период осуществляется подготовка всего пути прокладки линии: вырубаются просеки, подготавливаются основания под опоры (заливают железобетонное основание), которые доставляют на место установки. Опоры собираются (если были заказаны болтовые металлические опоры), устанавливаются.
В начале, конце, при поворотах, при пересечении препятствий (дорог, рек) устанавливают анкерные металлические опоры, которые имеют повышенную прочность и предназначены для повышенных нагрузок. На прямых участках трассы устанавливают промежуточные опоры металлические или железобетонные.
Сложность конструкции (и всей линии) напрямую зависит от напряжения в ЛЭП:
- 220/380 кВ – деревянные/железобетонные опоры, используемые изоляторы линейные, при напряжении в 330 кВ провода расщепляются (возможно использование изоляторов в гирлянде количеством до 15 шт.).
- до 500 кВ – опора П-образная металлическая, изоляция представляет собой гирлянды изоляторов, расположенных горизонтально относительно земли в количестве около 15 штук, линии расщепляются на три из одной высоковольтной линии и крепятся на траверс ЛЭП.
- 750 кВ – металлические опоры, используются линейные изоляторы, количество проводов в связке – 4 шт.
В ультра высоковольтных линиях каждый провод имеет отдельностоящую металлическую опору. Количество проводов в одной связке, количество изоляторов в гирлянде может меняться в зависимости от специфики и напряжения.
Для воздушных линий используют неизолированные провода из меди, алюминия, реже стали, но по современным стандартам возможно использование изолированных, покрытых специальными изоляторами, защищающими от искрового пробоя.
После завершения монтажных работ объект сдают в эксплуатацию, и затем подключают к общей сети.
- Сначала заказчиком осуществляются подготовительные работы, которые заключаются в получении разрешительных документов на строительство ВЛ, по пути которых могут проходить лесные массивы и водные артерии.
- Определяется стоимость ЛЭП.
- После этого возводятся временные помещения, предназначенные для жизни и отдыха работников и хранения строительных материалов по пути прокладывания ЛЭП.
- Также проверяются подъездные пути к местам проведения работ, а при необходимости прокладываются временные дороги. Затем выполняется производственный пикетаж в местах установки опор.
- Производится закупка опор, линейной арматуры, металлоизделий.
Бурение под столбы и установка опор является серьезной технологической операцией, требующей наличия специализированной техники, соответствующего проведения монтажных и высотных работ, безаварийного подъема и перемещения грузов.
того, чтобы установить кабели на опоры, применяются изоляторы и другие приспособления, которые крепятся на траверсы. Эти работы требуют особой тщательности и специфических знаний, потому что от того, как установлен каждый элемент конструкции, зависит дальнейшая успешная эксплуатация ЛЭП.
После установки опор производится монтаж СИП кабеля, который прокладывается на высоте при помощи специальных инструментов. Использование СИП повышает надежность воздушных линий и дает возможность значительно снизить расходы на их дальнейшую эксплуатацию.
В СНТ, ДНП, КП при строительстве или расширении наряду с установкой столбов и натяжке СИП требуется также произвести монтаж ТП.
Для того, чтобы оценить работы, необходимо изучить проект и осмотреть местность. Ждем Ваших заказов и звонков для консультаций!
Техническая характеристика энергокабелей
В согласии с ГОСТ, кабели производят силового и контрольного назначения. Кабельные силовые линии предназначены передавать, распределять электроэнергию в электроустановках. Контрольные – используют для организации цепей контроля, передачи сигналов, ДУ и автоматики. Линии электрической передачи (ЛЭП) от 6 до 10 кВ и более, выполняются силовым кабелем.
Внутри СК может находиться 1, 2, 3 или 4 изолированные жилы, герметично закупоренных защитной пленкой (Рис.1).
Рис.1 трехжильный СК «ААБ»: 1 – сегментные жилы; 2,3,4 – изолирующий материал; 5-герметическая оболочка; 6,7,8 – завершающий защитный покров.
Токоведущие жилы бывают алюминиевого и медного происхождения, в конструкции СК, обычно, используют алюминиевый материал. Жилы могут быть многопроволочные и однопроволочные (при маркировке добавляется значение «ож»).
Изоляция. При изготовлении кабеля проводят изоляцию жил, она может выполняться специальным резиновым, бумажным или пластмассовым материалом. Для силовых конструкций, чаще всего, применяют изоляцию из пластмассового материала и, пропитанной специальным составом, бумаги.
У кабелей с напряжением до 10 кВ, изолируется по отдельности каждая жилка (бумажная изоляция). Затем осуществляют поясную изоляцию – все жилы вместе изолируют от оболочки. Зазоры между жилами наполняются бумажными жгутами.
Упомянутая техника изоляции делает кабель меньшим в диаметре, наделяет его нужной электропрочностью.
Защитная оболочка. Применяют в качестве герметизирующего материала, предотвращая повреждение кабельной конструкции в случае воздействия внешних факторов.
Оболочка может быть выполнена:
- часто из алюминия;
- свинца (для кабельной линии электропередач в воде);
- резины (полихлоропреновый каучук);
- пластика (материал поливинилхлорид).
Защитный слой. Выполняет свои функции, относительно кабельной оболочки. Служит преградой от внешних воздействий, защищает внутреннюю структуру от механических повреждений и образования коррозии. В зависимости от предназначения кабеля, его защитный покров может состоять из подушки, брони и внешнего покрова.
Бронированные конструкции применяют в создании кабельных линий электропередач, используемых для прокладывания в воде и земле. Их защитный слой, с внешней стороны, снабжается дополнительно предохраняющим от химических воздействий пластом.
Маркирование силовых кабелей составляют из символов, обозначающих материал, применяемый для изготовления: жил, изоляции, оболочки и защитного слоя. Наименование очень важно при выборе кабелей для прокладки воздушных и кабельных линий электропередач.
Использование медных жил не имеет символики, алюминиевые – в начале названия, отмечают буквой «А».
Обозначения также не имеет бумажная изоляция, все остальные изолирующие материалы:
- П – полиэтиленовая;
- В – поливинилхлоридная;
- Р – резиновая изоляция.
Следующий символ соответствует материалу, из которого выполнена защитная оболочка:
- А – алюминий;
- В – поливинилхлорид;
- С – свинец;
- П – полиэтилен;
- Р – резина.
Завершается маркировка буквами указывающими вид защитного слоя:
- Г – отсутствует броня и внешнее преграждающее покрытие;
- (Г) – гофрированный алюминиевый слой;
- Т – усиленный свинцовый слой;
- Шв – гладкий алюминиевый слой в поливинилхлоридовом шланге.
Стоящая в конце маркирования буква «В», – кабель с обедненной пропиткой. Кабельные линии электропередач с обедненной пропитанной изоляцией и свинцовой оболочкой, прокладывают на трасах с перепадом высот до 100 м. Ограничения исключаются при использовании в конструкции алюминиевой оболочки.
Буква «Ц» – говорит о применении бумажной изоляции пропитанной нестекающей массой изготовленной на основе церезина. Кабель данного типа используют для организации кабельных линий электропередач на крутонаклонных трассах. Без ограничения в перепадах высот. После буквенной маркировки ставятся цифры, обозначающие сечение токопроводящих жил.
Монтаж высоковольтных линий электропередач может осуществляться как внутри, так и снаружи сооружений.
Воздушные и кабельные линии электропередач имеют между собой значительные отличия. ВЛ – используют для передачи энергии или ее распределения по проводам проходящим на открытом воздухе. Воздушные кабельные линии крепятся к опорам с помощью кронштейнов и арматуры.
Кабельные линии электропередач прокладывают:
- В земляных траншеях. Чтобы исключить повреждения новой кабельной линии при ее прокладывании в траншеи, дно рва засыпают слоем песка или провеянной землей. Таким образом, делают мягкую подушку толщиной 10 см. После прокладки подземной кабельной линии ее засыпают мягким земляным слоем толщиной 10 см. Поверх него кладут бетонные плиты, необходимые для исключения механических повреждений, ров засыпают и утрамбовывают землей.
Подземные кабельные линии помимо достоинств, имеют большой недостаток. При повреждении кабельной системы придется вскрывать траншею, перекрывать проезжую или пешеходную зону. Несмотря на это, прокладывание кабельных линий электропередач в траншеях, часто используется на внутренних территориях жилмассивов.
- В асбестоцементных трубах. Новые кабельные линии могут прокладываться под проезжей и пешеходной частью, с использованием асбестовых труб.
В земляные канавы укладывают от 6 до 10 труб, на расстоянии 25-75 метров строят колодцы, посредством которых монтируют кабельные линии электропередач.
Основными достоинствами данного метода прокладки является защита кабельной линии электропередач от повреждений. Оперативность и простота замены участка поврежденной кабельной системы, без необходимости вскрытия пешеходных зон. Но и стоимость такой конструкции достаточно высока.
- В тоннелях и подземных коллекторах. Данный вид проекта кабельной линии был разработан в связи с ограниченным объемом требуемых мощностей, промышленными предприятиями современных городов.
Подобный метод прокладки дает возможность оперативно осуществлять поиск повреждения, своевременно выполнять ремонтные работы. Часть поврежденной кабельной линии легко заменяется новой, после чего на краях вставки монтируют муфты. Недостатком является плохое охлаждение кабельной линии электропередач, что необходимо учесть при выборе сечения.
Кабельные линии связи прокладывают в коллекторах. Если в проекте кабельная линия связи пересекается с другой кабельной системой, то она должна располагаться на уровень выше силового кабеля. А высоковольтные кабельные линии должны проходить на уровень ниже, под кабелем меньшего напряжения.
Кабельная линия электропередач должна иметь техпаспорт, для записей технического состояния системы. В паспорт кабельной линии образец можно скачать в интернете, заносятся инженером, ответственным за выполнение эксплуатационных работ, данные о проведенных испытаниях. Ведется запись о ремонтных работах, о появлении механических и коррозийных повреждений.
На проект кабельной линии заводится архив, в которой собирается вся последующая техническая документация. Помимо паспорта в нее входят: протоколы, акты, отметки о повреждениях, расчет потерь в кабеле, данные о нагрузках и перегрузках на линии.
Охранная зона
Для обеспечения сохранности, нормального функционирования, удобства обслуживания и ремонта ВЛЭП, а также для предотвращения травматизма и гибели людей, вдоль трасс вводятся зоны с особым режимом использования. Таким образом, охранная зона воздушных линий электропередачи – это земельный участок и воздушное пространство над ним, заключенное между вертикальными плоскостями, стоящими на определенном расстоянии от крайних проводов. В охранных зонах запрещена работа грузоподъемной техники, строительство зданий и сооружений. Минимальное расстояние от воздушной линии электропередачи определяется номинальным напряжением.
Проектное напряжение, кВ | Расстояние, м |
до 1 | 2 |
от 1 до 20 | 10 (для изолированных проводов – 5) |
35 | 15 |
110 | 20 |
150; 220 | 25 |
330; 500; ±400 (DCV) | 30 |
750 (ACV и DCV) | 40 |
1150 | 55 |
При пересечении несудоходных водоемов, охранной зоне воздушных линий электропередач соответствуют аналогичные расстояния, а для судоходных ее размер увеличивается до 100 метров. Кроме того, руководящими указаниями определяются наименьшие удаления проводов от поверхности земли, производственных и жилых построек, деревьев. Запрещена прокладка высоковольтных трасс над крышами зданий (кроме производственных, в особо оговоренных случаях), над территориями детских учреждений, стадионов, культурно-развлекательных и торговых площадок.
Безопасность работ в охранной зоне ЛЭП
Охранная зона для воздушных ЛЭП, согласно СНИП и ПУЭ, представляет собой пространство, идущее вдоль проложенных линий. Вертикальные параллельные плоскости, расположенные с обеих сторон линии, ограничивают пространство.
Для кабельных линий, проложенных под землей, охранное пространство создается на участке земли, ограничивается параллельными вертикальными плоскостями с обеих сторон линии (расстояние один метр от крайних кабелей).
- Сборка щитового электрооборудования — нюансы монтажаПредыдущая запись
- Монтаж электропроводки: особенности, расчетСледующая запись
- https://rusenergetics.ru/provoda-i-kabeli/linii-elektroperedach
- https://BusinessMan.ru/klassifikatsiya-vozdushnyih-liniy-elektroperedach.html
- https://amperof.ru/teoriya/lep-xarakteristika-i-klassifikaciya.html
- https://extxe.com/21463/vozdushnye-i-kabelnye-linii-jelektroperedachi/
- https://hmelectro.ru/poleznye_statyi/chto-takoe-lep-vidy-liniy-elektroperedach-konstruktsii
- https://qualityengineering.ru/stroitelstvo-vozdushnyx-linij-elektroperedach/
- https://stroimontajbur.ru/stroitelstvo-linij-jelektroperedach/
- https://www.gorinkom.ru/elektrika/vozdushnye-i-kabelnye-linii-elektroperedachi.html
Пу влз 6-20 кв правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением 6-20 кв с защищенными проводами
ЛЭП можно разделить на две большие группы — воздушные и подземные. Они классифицируются по множеству признаков, начиная от предназначения и заканчивая параметрами тока. Различные типы устройств используются для разных целей. Они проводят электроэнергию к жилым домам, предприятиям, фонарям, магазинам, рекламным щитам и прочим сооружениям.
Различия по роду тока
В зависимости от рода тока, выделяют два вида линий передачи электроэнергии. Первый из них — это ЛЭП постоянного тока. Такие конструкции позволяют минимизировать потери при транспортировке энергии, потому эффективны для передачи тока на большие расстояния. Этот тип электроустановок очень распространён в европейских странах, но в Российской Федерации таких ЛЭП всего несколько штук. В частности, на постоянном токе работают некоторые элементы железных дорог.
Второй тип линий — это ЛЭП постоянного тока, в которых энергия не меняет своей величины и направления вне зависимости от времени. Именно они составляют основную массу подобных конструкций в РФ. Их легче строить и обслуживать, но потери при транспортировке тока ими бывают довольно большими — около 12 кВт/км за год на ЛЭП с напряжением 500 кВ.
Классификация по назначению
По предназначению ЛЭП делятся на несколько групп, характеризующих расстояние, на которое они эффективно передают ток. По этому признаку выделяют такие типы линий:
- Сверхдальние. Напряжение таких линий составляет 550 киловольт и более. Используются для передачи тока на очень большие расстояния. Обычно нужны для того, чтобы связывать различные энергосистемы или их части.
- Магистральные. ЛЭП с напряжением 220 или 330 кВ. Связывают между собой крупные энергетические центры или разные системы.
- Распределительные. К этой группе относятся линии с напряжением в 35, 110 и 150 кВ. Используются для соединения районов и небольших питающих центров в их границах.
- Подводящие электроэнергию к потребителям. Напряжение — 20 кВ или ниже, наиболее распространены варианты на 6 и 10 кВ. Эти линии подводят ток к распределительным пунктам, а затем и к потребителям.
Режим работы нейтралей
От режима нейтралей зависит безопасность ЛЭП, а также работа защитных механизмов, которые отключают оборудования при замыканиях и прочих поломках. По этому признаку все линии делятся на три типа:
- С изолированной нейтралью. Обычно это сети с низкой мощностью и напряжением до 30 кВ. В них трансформаторы не соединены с заземлителем, потому такие ЛЭП не отключаются при однофазных коротких замыканиях и разрыве провода.
- С эффективно заземлённой нейтралью. Обычно такая защита применяется в ЛЭП с напряжением в 110 кВ и выше. Часть такой электросети подключена к заземлителям, но не на всех участках. Это обеспечивает аварийное отключение электричества при коротких замыканиях.
- С глухозаземлённой нейтралью. Вся ЛЭП полностью заземлена, что обеспечивает максимальную защит от коротких замыканий. Применяется в сетях с мощностью менее 1000 В или более 220 кВ.
Напряжение сети
Ещё один важный параметр ЛЭП — это напряжение сети. По этому признаку линии условно делятся на такие типы:
- с низким напряжением — до 1000 В;
- со средним — 6, 10, 20, 27 и 35 кВ;
- с высоким — 110, 150 и 220 кВ;
- со сверхвысоким — 330, 400 и 500 кВ;
- с ультравысоким — в 750 и 1150 кВ.
Натуральная мощность и пропускная способность ЛЭП
Натуральная мощность
ЛЭП обладает индуктивностью и ёмкостью. Емкостная мощность пропорциональна квадрату напряжения, и не зависит от мощности, передаваемой по линии. Индуктивная же мощность линии пропорциональна квадрату тока, а значит и мощности линии. При определённой нагрузке индуктивная и ёмкостная мощности линии становятся равными, и они компенсируют друг друга. Линия становится «идеальной», потребляющей столько реактивной мощности, сколько её вырабатывает. Такая мощность называется натуральной мощностью. Она определяется только погонными индуктивностью и ёмкостью, и не зависит от длины линии. По величине натуральной мощности можно ориентировочно судить о пропускной способности линии электропередачи. При передаче такой мощности на линии имеет место минимальные потери мощности, режим её работы является оптимальным.
При расщеплении фаз, за счёт уменьшения индуктивного сопротивления и увеличения емкостной проводимости линии, натуральная мощность увеличивается. При увеличении расстояния между проводами натуральная мощность уменьшается, и наоборот, для повышения натуральной мощности необходимо уменьшать расстояние между проводами.
Наибольшей натуральной мощностью обладают кабельные линии, имеющие большую емкостную проводимость и малую индуктивность.
Советуем изучить — Электрические ТЭНы, виды ТЭНов в зависимости от их назначения
Пропускная способность
Под пропускной способностью электропередачи понимается наибольшая активная мощность трёх фаз электропередачи, которую можно передать в длительном установившемся режиме с учётом режимно-технических ограничений. Наибольшая передаваемая активная мощность электропередачи ограничена условиями статической устойчивости генераторов электрических станций, передающей и приёмной части электроэнергетической системы, и допустимой мощностью по нагреву проводов линии с допустимым током. Из практики эксплуатации электроэнергетических систем следует, что пропускная способность электропередач 500 кВ и выше обычно определяется фактором статической устойчивости, для электропередач 220—330 кВ ограничения могут наступать как по условию устойчивости, так и по допустимому нагреву, 110 кВ и ниже — только по нагреву.
Характеристика пропускной способности воздушных линий электропередачи
Число и площадь
Классификация и характеристики воздушных линий электропередач
Линии передачи электричества, расположенные на открытом воздухе, называются воздушными и обозначают буквами «ВЛ». Проводники ВЛ проходят по воздуху. Эти элементы закрепляются при помощи специальной арматуры к опорным столбам, мостам, путепроводам. Не обязательно это высоковольтные установки.
Процесс строительства подобных объектов организовывается в соответствии с нормами правил устройства электроустановок. Это позволяет создавать надежные, безопасные в эксплуатации конструкции.
В процессе обустройства воздушной линии электропередач руководствуются строительными нормами и правилами. Заниматься подобной деятельностью могут только специальные компании, которые имеют все необходимые допуски. Персонал таких организаций должен обладать не только соответствующей квалификацией, но и достаточным опытом работы.
Существует определенная классификация, которая применяется к представленным объектам. По роду тока, протекающего в проводах, бывают линии переменного и постоянного тока. Воздушные линии электропередач отличаются показателем номинального напряжения.
Существуют следующие категории систем:
- линии переменного тока: 1150, 750, 500, 400, 330, 220, 150, 110, 35, 10, 6 кВ. Самым малым номиналом обладает линия 0,4 кВ.
- линии постоянного тока проводят электричество номиналом исключительно 400 кВ.
В зависимости от категории напряжения различают 5 классов коммуникаций. Каждая из коммуникаций отличается конструктивным исполнением, расчетными условиями эксплуатации.
Выделяют следующие разновидности:
- Низший класс. По линии передается напряжение до 1 кВ.
- Средний класс. Проводники передают электричество от 1 до 35 кВ.
- Высокий класс. Кабель рассчитан на напряжение от 110 до 220 кВ.
- Сверхвысокий класс. Линия транспортирует ток от 330 до 500 кВ.
- Ультравысокий класс. Кабель способен передать электричество напряжением выше 750 кВ.
Это высоковольтные линии, которые применяются в различных сферах деятельности человечества.
Провода и тросы воздушных линий электропередачи
Тросы и провода, которые применяются на воздушных коммуникационных электрических системах, подвергаются постоянным воздействиям климатических условий, активных химических примесей, которые находятся в воздухе.
Ранее при создании подобных систем коммуникаций использовался кабель с медными жилами. Сегодня для линий электропередач применяется алюминий, сталь, специальные сплавы алюминия со сталью или альдреем.
У одних ВЛ кабель состоит из многих жил, изготовленных из одного материала. В разрезе такое изделие может состоять из 7, 19, 37 отдельных проволок, скрученных воедино.
В других системах используются однопроволочные проводники, сечение кабеля у которых будет сплошное из одной жилы.
Также применяются многопроволочные изделия, в состав подобного кабеля входят проволоки из разных металлов. Например, это может быть сталь и алюминий или сталь и бронза.
Тип коммуникации зависит от особенностей эксплуатации.
Выбор проводов и изоляторов для воздушных линий
Выполнение расчетов сечений проводов, расстояний между ними и их количеством в фазе определяется специальными алгоритмами расчетов с учетом физико-механических свойств материалов, которые будут рассмотрены в следующих статьях.
При проведении расчетов и выборе проводов по условиям механической прочности необходимо руководствоваться ПУЭ и соответствующими нормативными документами. Ниже приведена таблица, с указаниями минимальных сечений проводов в зависимости от места прохождения и напряжения:
Для маркировки проводов применяются буквенно-цифровые обозначения. Здесь цифры обозначают сечение провода в мм, а буквы – материал из которого он изготовлен. Например, АС-70 сталеалюминиевый с сечением 70 мм2, М-16 медный с сечением 16 мм2, ПС-50 стальной с сечением 50мм2.
Крепеж воздушных линий производится на опорах при помощи изоляторов. В зависимости от диаметров (сечений) проводов, а также от напряжения линии происходит выбор соответствующего изолятора. Для воздушных линий с напряжением до 500 В применяются штыревые фарфоровые изоляторы.
Советуем изучить — Конструкции изолированных проводов воздушных линий электропередачи
Изоляторы типа ТФ и АИК устанавливают на участках линий, не имеющих ответвлений. В местах ответвлений или разветвлений устанавливают изоляторы многошейковые типа ШО.
Для линий, напряжение питания которых составляет 3 – 6 – 10 кВ, используют высоковольтные изоляторы штыревые типа ШС. Линии с напряжением 20 – 35 кВ могут подвешиваться на опорах как при помощи фарфоровых штыревых изоляторов ШД, так и при помощи подвесных изоляторов П.
Но, стоит отметить, что для линий напряжением 35 кВ целесообразней применение подвесных изоляторов, так как они меньше по размерам.
Для линий, имеющих напряжение 35 – 220 кВ и выше, применяют подвесные изоляторы, которые набираются в гирлянды, а количество изоляторов в гирлянде напрямую зависит от материала опор и напряжения линии.
Крепление штыревых изоляторов происходит путем ввертывания стальных крюков непосредственно в тело деревянной опоры. Также крепление может происходить при помощи стальных штырей в случае установки изоляторов на металлическом траверсе, который потом крепится к опоре при помощи стального хомута.
Потери в ЛЭП
Потери электроэнергии в проводах зависят от силы тока, поэтому при передаче её на дальние расстояния напряжение многократно повышают (во столько же раз уменьшая силу тока) с помощью трансформатора, что при передаче той же мощности позволяет значительно снизить потери. Однако с ростом напряжения начинают происходить различные разрядные явления.
В воздушных линиях сверхвысокого напряжения присутствуют потери активной мощности на корону. Коронный разряд возникает, когда напряжённость электрического поля E у поверхности провода превысит пороговую величину Ek>, которую можно вычислить по эмпирической формуле Пика: Ek=30,3β(1+0,298rβ)=303\beta \left(<1+<\frac <0298>>>>\right)> кВ/см, где r — радиус провода в метрах, β — отношение плотности воздуха к нормальной.
Напряжённость электрического поля прямо пропорциональна напряжению на проводе и обратно пропорциональна его радиусу, поэтому бороться с потерями на корону можно, увеличивая радиус проводов, а также (в меньшей степени) — применяя расщепление фаз, то есть используя в каждой фазе несколько проводов, удерживаемых специальными распорками на расстоянии 40-50 см. Потери на корону приблизительно пропорциональны произведению U(U−Uкр)>)>.
Потери на корону резко возрастают с ростом напряжения, среднегодовые потери на ЛЭП напряжением 500 кВ составляют около 12 кВт/км, при напряжении 750 кВ — 37 кВт/км, при 1150 кВ — 80 кВт/км. Потери также резко возрастают при осадках, особенно изморози, и могут достигать 1200 кВт/км.
В прошлом потери в ЛЭП были очень высокими. Так, в конце XIX века потери на 56-ти километровой линии постоянного тока Крей — Париж составили 45 %. В современных линиях электропередач (по состоянию на 2020 год) потери составляют всего 2 — 3 %. Однако и эти потери пытаются сократить, используя высокотемпературные сверхпроводники. Впрочем, по состоянию на 2020 год линии электропередач на высокотемпературных сверхпроводниках отличаются высокой стоимостью и небольшой протяженностью (самая длинная такая линия построена в 2014 году в Германии и имеет длину всего 1 км).
Потери в ЛЭП переменного тока
Важной величиной, влияющей на экономичность ЛЭП переменного тока, является величина, характеризующая соотношение между активной и реактивной мощностями в линии — cos φ. — часть полной мощности, прошедшей по проводам и переданной в нагрузку; — это мощность, которая генерируется линией, её зарядной мощностью (ёмкостью между линией и землёй), а также самим генератором, и потребляется реактивной нагрузкой (индуктивной нагрузкой)
Потери активной мощности в линии зависят и от передаваемой реактивной мощности. Чем больше переток реактивной мощности, тем больше потери активной.
При длине ЛЭП переменного тока более нескольких тысяч километров наблюдается ещё один вид потерь — радиоизлучение. Так как такая длина уже сравнима с длиной электромагнитной волны частотой 50 Гц (λ=cν=6000 км, длина четвертьволнового вибратора λ4=1500 км), провод работает как излучающая антенна.
Деревянные опоры ЛЭП
Опора деревянная исторически самая старшая из всех видов опор. По конструкции деревянная опора это столб, сделанный из лесоматериала хвойных пород, методом оцилиндрования, длинной 8,5 – 13 метров. Также из дерева производятся детали к деревянным опорам: траверсы (деревянная горизонтальная балка на опоре), подкосы (крепление траверсы к опоре), ригели (поперечина на край опоры и подкоса, вкопанный в землю).
Преимущества деревянных опор
Деревянные опоры, как и любой строительный материал, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам деревянных опор можно отнести их дешевизну, малый вес и гибкость при землетрясении. Нельзя забывать про общедоступность деревянных опор. Малый вес опор позволяет упростить их установку, а также упрощается доставка, разгрузка/погрузка опор на подготовительном этапе работ. Но и недостатков у деревянных опор, хоть отбавляй.
Советуем изучить — Автоматизация систем вентиляции
Недостатки деревянных опор
- Во-первых, деревянные опоры отлично горят;
- Будучи биологическим материалом, они гниют, плесневеют, разъедаются жучками;
- Под дождем они мокнут, разбухают, трескаются.
Но в защиту деревянных опор, стоит отметить, что современные технологии пропитки столбов, а это пропитка 100 % заболони столба, производители гарантируют 50 летний срок эксплуатации деревянных опор, даже закопанных в землю.
Примечание: Заболонь – слабый слой древесины, находящейся между корой и сердцевиной бревна.
Подробно о конструкциях деревянных опор читайте статью: Деревянные опоры ЛЭП.
Нормативы: ГОСТ 9463-88, ГОСТ 20022.0-93.
Чтобы снизить контакт древесины с землей, были гостированы сборные опоры.
Железобетонные опоры, ЖБ столбы
Железобетонные опоры, давно пришли на смену деревянным опорам. Они прочно завоевали любовь и признание, как электромонтеров, так и заказчиков. И в этом несколько причин.
- Железобетонная опора не подвержена повреждениям характерным для деревянных опор;
- Срок эксплуатации ЖБ опор практически неограничен;
- Внутри опоры из бетона, заложена арматура, которая используется для повторного заземления воздушных линий. Причем, концы заземляющей арматуры выведены, сверху и снизу столба. Вывод арматуры упрощает монтаж, а защита заземляющего спуска бетоном увеличивает электробезопасность.
Маркируются железобетонные опоры, как СВ 95/105/110/164 и предназначены для воздушных линий различной мощности. Смотрим фото.
Нормативные документы: ТУ 5863-007-00113557-94
Железобетонные опоры
При промышленном процессе изготовления являются наиболее оптимальным вариантом для воздушных линий как до 1000 В, так и выше 1000 В. Применение железобетонных опор резко снижает эксплуатационные расходы, так как они практически не требуют ремонта. В настоящее время, практически повсеместно, при сооружении воздушных линий 6-10 кВ и до 110 кВ применяют железобетонные опоры. Особенно широкое распространение они получили в городских сетях до и выше 1000 В. Железобетонные опоры могут выполнятся как монолитными (литыми), так и в виде сборок, которые собираются непосредственно на месте монтажа. Прочность их зависит от способа уплотнения бетона, которых два – центрифугование и вибрирование. При использовании способа центрифугования получается хорошая плотность бетона, которая, впоследствии, оказывает хорошее влияние на готовое изделие.
На воздушных линиях электропередач применяют специальные, анкерные, угловые, концевые, промежуточные опоры.
Примечания
- ПТЭзП (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей)
- Номинальные напряжения, указанные в скобках, для вновь проектируемых сетей не рекомендуются. Для существующих и расширяющихся электрических сетей на номинальные напряжения 3 и 150 кВ электрооборудование должно изготовляться (см. ГОСТ 721-77).
- . www.yantarenergo.ru. Дата обращения 4 марта 2020.
- Кашолкин Б. И., Мешалкин Е. А. Тушение пожаров в электроустановках. — М.: Энергоатомиздат, 1985. — С. 20
- Технические условия по проектированию автоматических установок комбинированного пожаротушения в кабельных сооружениях «НТО Пламя» — М., 2006. — С. 2
- Кашолкин Б. И., Мешалкин Е. А. Тушение пожаров в электроустановках. — М.:Энергоатомиздат, 1985. — С. 58.
- Monica Heger. . IEEE Spectrum. Дата обращения 19 января 2012.
- . Радио Свобода (2010). — «Говорится о трех миллионах метров не кабеля, а исходной ленты… Из этих лент делаются кабели, содержащие порядка 50 лент. Поэтому надо 3 миллиона метров разделить на 50 и получится около 50 километров.». Дата обращения 27 ноября 2014.
- Joseph Milton. . Nature — News. — «Jason Fredette, managing director of corporate communications at the company, says that LS Cable will use the wire to make about 20 circuit kilometres of cable as part of a programme to modernize the South Korean electricity network starting in the capital, Seoul.». Дата обращения 19 января 2012.
- Потери на корону // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Понятов А. Вступив в эпоху электричества // Наука и жизнь. — 2020. — № 1. — С. 14.
- Понятов А. Вступив в эпоху электричества // Наука и жизнь. — 2020. — № 1. — С. 15.
- Понятов А. Вступив в эпоху электричества // Наука и жизнь. — 2020. — № 1. — С. 15.
- Понятов А. Вступив в эпоху электричества // Наука и жизнь. — 2020. — № 1. — С. 15.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 8 января 2016.
- Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. (от 30 апреля 2008 г.).
Основные элементы воздушных линий электропередач
К элементам воздушной линии относятся:
- кабель (это проводник, по которому передается электричество);
- траверсы (предотвращают соприкосновение проводов с другими элементами опорной конструкции);
- изоляторы;
- опоры;
- фундамент;
- заземление;
- молниеотводчики;
- разрядники.
Каждый из перечисленных устройств незаменим. Элементы воздушной линии выполняют определенные функции, которые увеличивают безопасность и надежность системы.
В некоторых случаях линия может состоять из оптоволоконных проводников. Для таких устройств применяется специальное оборудование. Это позволяет прикрепить к соответствующим опорам высокочастотные проводники.
Помогла ли вам статья?