Бортовое напряжение танка т 72

Напряжение бортовой сети танка т 72

Тема 9. Электрооборудование, его обслуживание и ремонт

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий с механиками-водителями 3 танковой роты по дисциплине

Тема 9. Электрооборудование, его обслуживание и ремонт

Занятие 1.Составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке. Общее устройство распределительных щитков. Назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2,3. Правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов.

Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке, общее устройство распределительных щитков.

2. Изучить назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2,3.

3. Изучить правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов..

4. Воспитывать чувство ответственности при изучении электрооборудования танка.

Время: 90 мин.

Место: класс.

Вид занятия: практическое.

Метод: рассказ-показ, беседа.

Материальное обеспечение:

-макет аккумуляторной батареи

— стенд электрооборудования танка,

— учебно – действующий стенд,

-Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 2., с.9 — 35.

— Методическое пособие по технической подготовке танковых подразделений. Воениздат. Москва. 1977 г.

— Пособие для руководителей занятий по технической подготовке танкистов. Книга 4. Москва. 1966 г.

Электрооборудование танка Т-72Б и БМП-2

Тема 2 «Потребители электрической энергии танка Т-72Б и БМП-2»

Занятие 2 «Контрольно-измерительные приборы.»

Учебная литература

1. Танк Т-72А Техническое описание и инструкция по эксплуатации, кн2, 1989 г, с. 62-68.

2. Электрооборудование бронетанковой техники, издание 1976 года, с. 307-328.

3. Учебный методический комплекс по дисциплине «Устройство и эксплуатация бронетанкового вооружения» раздел 4.

1. Назначение, размещение и общее устройство КИП танка Т-72Б и БМП-2.

2. Характерные неисправности КИП

3. Уход за потребителями электрической энергии, вспомогательным электрооборудованием и КИП

ВОпрОС № 1. Назначение, размещение и общее устройство КИП

Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля за работой силовой установки и системы электрооборудования в танке.

— два счетчика моточасов 228-ЧП-ПО,

— часы 127-ЧС (завод рассчитан на 7 суток).

В комплект термометров, манометров, спидометра и тахометра входят:

Измерители КИП установлены на щите контрольных приборов механика-водителя, а их датчики – в соответствующих системах и агрегатах.

Вольтамперметр ВА-540– предназначен для непрерывного измерения зарядного тока и периодического измерения напряжения бортовой сети танка, а также для проверки работы реле-регулятора.

В комплект прибора входит:

— штепсельный разъемы с соединительными проводами,

Верхняя – для измерения напряжения,

нижняя – для измерений тока.

При измерении тока в цепь амперметра последовательно включается резистор (сопротивление) 6 Ом, для снижения температурной погрешности. При измерении напряжения нажатием кнопки включается дополнительное сопротивление в цепи катушки 4000 Ом.

Принцип работы:Между плюсами постоянного магнита расположена рамка с катушкой. При прохожении тока в катушке, возникает магнитное поле магнита. Вследствие этого рамка со стрелкой поворачиваются.

Термометр ТУЭ-48Т – предназначен для дистанционного измерения температуры масла и охлаждающей жидкости двигателя.

Диапазон измерений – 0 – 130˚С.

Датчик (теплочувствительный элемент) – это спираль из никелевой проволоки, намотанной на слюдяную пластину. С увеличением температуры изменяется сопротивление проволоки.

Принцип действия основан на принципе действия логометрического электроизмерительного прибора, показания которого определяются силой тока, протекающего в его катушках. При прохождении тока в катушках I и II в них возникает магнитно поле, которое взаимодействует с магнитным полем подвижного магнита. Угол поворота магнита со стрелкой определяется соотношением I1 и I2. Сила тока I изменяется в соответствии с сопротивлением цепи. Таким образом магнитный поток Ф1 будет больше Ф2 и стрелка будет поворачиваться на определенный угол.

Манометр ЭДМУ-6-Н – логометрического типа, предназначен для дистанционного измерения давления масла в системе смазки трансмиссии.

Диапазон измерений от 0 до 6 кгс/см 2 (600кПа)

Цена деления – 0.5 кгс/см 2 (50кПа)

Манометры ТЭМ-15 – логометрического типа предназначены для дистанционного измерения давления масла давления масла в системе смазки и гидроуправления силовой передачей.

Диапазон измерений от 0 до 15 кгс/см 2 (500кПа)

Цена деления: 1 кгс/см 2 (100кПа)

Принцип действия – Чувствительным элементом датчика является мембрана, которая за счет изменения давления деформируется и передвигает поводок со щеткой по реостату, изменяя сопротивление последнего. В дальнейшем прибор действует как логометр.

Тахометр ТЭ-4В – предназначен для непрерывного измерения скорости вращения коленчатого вала двигателя. Датчик (тахогенератор) установлен на верхней половине картера двигателя.

Диапазон измерений – 0 – 4000 об/мин

Принцип действия– при работающем двигателе вращение от коленчатого вала через механизм передач передаётся ротору 3-х фазового генератора датчика. Ротор генератора вращается с угловой скоростью, пропорциональной скорости вращения коленчатого вала. Обмотка статора генератора передаёт ЭДС обмотке статора синхронного двигателя, по которому протекают токи, создающие вращающий магнитный поток.

Читайте также: Как понизить переменное напряжение с помощью конденсаторов

Угловая скорость магнитного потока статора и угол поворота стрелки пропорциональны скорости вращения коленчатого вала двигателя.

Счётчик моточасов 228-4П-ПО –предназначены для автоматического учёта времени работы двигателя.

— пускового и стопорного устройства

Ёмкость счётного устройства 9999,9 часов. Цена деления правого барабанчика 0,1 часа.

Принцип действия– счётчик работает при работающем двигателе. Когда напряжение генератора достигает 8В, срабатывает пусковое и стопорное устройства, благодаря чему часовой механизм будет расстопорен и обеспечит отсчёт времени работы двигателя в часах.

При остановке двигателя пусковое и стопорное устройства будут застопорены и счётчик будет остановлен. Через каждые 2-3 минуты работы двигателя осуществляется автоматический подзавод.

Спидометр СП-110 –предназначен для измерения скорости движения и отсчёта пути пройденного машиной. Датчик установлен в кривошипе левого направляющего колеса.

по пройденному пути – 0 – 99999,9 км.

Цена деления по скорости – 5 км/ч, по пути – 100 м.

Принцип действия – ротор датчика приводится во вращение гибким валиком от левого направляющего колеса. При вращении ротора напряжение бортовой сети преобразуется в трёхфазное напряжение переменного тока, который создаёт вращающееся магнитное поле в статоре электродвигателя измерителя с частотой вращения, пропорциональной скорости движения. На оси стрелки создаётся момент, закручивающий пружину на соответствующий угол. Одновременно вращение с оси через червячные редукторы передаётся на счётный барабан, который отсчитывает пройденный путь.

Топливомер ТМУ-23 – малогабаритный, электроёмкостный предназначен для раздельного измерения объёма топлива в левом носовом топливном баке и правых баках (правом носовом и переднем баке стеллаже).

— измерителя топлива ИТ2-1С, установленном в переднем баке стеллаже

— измерителя топлива ИТ3-1С, установленного в левом носовом баке

— указателя топливомера (магнитоэлектрический прибор)

Измерители (датчики конденсаторы) состоят из двух коаксиально расположенных труб и внутреннего стержня с воздушным зазором между ними. Отличаются между собой длиной труб датчика.

Указатель имеет две шкалы:

верхняя – в правых баках – от 0 до 410 л.

нижняя – левого бака – от 0 до 195 л.

Принцип действия – основан на измерении электрической ёмкости датчиков, изменяющейся при изменении уровня топлива в баках.

Правила пользования КИП.

Термометр:при подогреве или охлаждении двигателя стрелка должна перемещаться плавно без скачков. При длительной стоянке (более двух суток) термометр должен показывать температуру окружающей среды.

Манометр:при измерении давления масла (при работающем двигателе) стрелка должна перемещаться плавно без заеданий, а после остановки двигателя – возвращаться в исходное положение. При неработающем двигателе стрелка от нулевого положения может отклониться, но не более, чем на 0,5 кгс/см.

Тахометр:при неработающем двигателе стрелка должна находиться на «0», при измерении скорости вращения коленчатого вала двигателя стрелка должна перемещаться без заеданий, а после остановки двигателя – возвращаться в исходное положение.

Счётчик моточасов:должен работать при работающем двигателе.

Топливомер:при пустых баках положение стрелки должно быть на «0», а при полностью заправленных – на максимальной отметке. Если при пустых баках и включённом топливомере стрелка не становится на «0», то отрегулировать топливомер при пустых баках, а затем при полностью заправленных.

Напряжение бортовой сети танка т 72

Двигатель танка.
На танке Т-72 установлен 12-цилиндровый V-образный четырехтактный многотопливный дизель В-46 мощностью 780 л.с. при 2000 об/мин. с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Двигатель В-46 является модификацией двигателя В-55В и отличается от него, главным образом, установкой центробежного нагнетателя и многотопливностью. Масса двигателя — 980 кг. Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно к продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Многотопливный двигатель В-46 может эксплуатироваться на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензинах А-66 и А-72 и керосинах Т-1, ТС-1 и Т-2. Основным видом топлива является дизельное. Перевод работы двигателя с дизтоплива на керосин или бензин осуществляется перестановкой маховичка трехпозиционного упора рейки топливного насоса НК-12 в соответствующее положение.

В систему питания двигателя В-46 входят четыре внутренних и пять наружных топливных баков общей емкостью 705 и 495 л соответственно. Все баки последовательно соединены между собой трубопроводами. Внутренние баки сварены из стальных штампованных листов и для предохранения от коррозии внутри и снаружи покрыты бакелитовым лаком. Наружные баки сварены из алюминиевых штампованных листов и снаружи окрашены. С помощью специального оборудования к системе питания топливом могут быть подсоединены две дополнительные бочки емкостью 390 л.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке 1-12 установлен двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из пылесборника. Первую ступень очистки составляет циклонный аппарат, состоящий из 96 циклонов. Циклонный аппарат обеспечивает предварительную очистку воздуха от пыли на 99,4%. После прохождения воздуха последовательно через нижнюю, среднюю и верхнюю кассеты, которые являются второй ступенью очистки, окончательно очищенный до 99,8% воздух из головки воздухоочистителя через патрубок поступает в нагнетатель и затем по впускным коллекторам в цилиндры двигателя.

Читайте также: Освобождения людей попавших под напряжением

1 - первый наружный бак; 2 - второй наружный бак; 3 - передний бак-стеллаж; 4 - третий наружный бак; 5 - топливный насос подогревателя; 6 - четвертый наружный бак; 7 - кран отключения наружных топливных баков; 8 - расширительный бачок; 9- пятый наружный бак; 10 - правая бочка; 11 -левая бочка; 12 - топливный насос высокого давления; 13 - топливный фильтр тонкой очистки; 14 - двигатель; 15 - топливоподкачивающий насос; 16 - средний бак-стеллаж; 17 - левый носовой бак; 18 - правый носовой бак

Система смазки — циркуляционная, комбинированная. Масляный насос МЗН-2 — шестеренчатый, трехсекционный (одна секция нагнетающая и две откачивающие). Заправочная емкость системы — 65 л. Система охлаждения — жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором. Заправочная емкость системы — 90 л. В машине установлены два аналогичных по конструкции радиатора. Радиаторы трубчато-пластинчатого типа соединены последовательно с помощью патрубков и шлангов и установлены в изолированном стеллаже крыши силового отделения совместно с масляными радиаторами. Вентилятор — центробежный, с дисковым фрикционом, изготовлен из алюминиевого сплава. Передача вращения от двигателя к вентилятору осуществляется с помощью двухскоростного привода, состоящего из повышающего редуктора, смонтированного в картере гитары, конического редуктора, фрикциона вентилятора и двух карданных передач (гитара — конический редуктор, конический редуктор — фрикцион вентилятора). Вентилятор закреплен болтами к ведомой ступице фрикциона. Для повышения КПД вентилятор помещен в специальный кожух (улитку).

Система подогрева предназначена для разогрева двигателя и обслуживающих его систем перед запуском. В систему подогрева входят форсуночный подогреватель, змеевики масляных баков, обогреваемые полости узлов двигателя, водяные рубашки маслозакачивающих насосов и трубопроводы. Воздушная система танка обеспечивает запуск двигателя сжатым воздухом, очистку смотрового прибора механика-водителя от грязи и пыли, очистку входного и выходного штуцеров воздухозаборного устройства прибора ГО-27 (системы ЗОПМ) от грязи, зарядку воздушного баллона системы гидропневмоочистки прицела, работу пневматических приводов клапанов нагнетателя и клапана вентиляции на перегородке, очистку узлов внутри машины от пыли путем обдува сжатым воздухом при их обслуживании. Резервный пуск двигателя обеспечивается электрическим стартером-генератором СГ-10-1.

Силовая передача — механическая, с гидравлическим управлением, состоит из гитары и двух коробок передач, конструктивно объединенных с бортовыми передачами. Гитара — шестеренчатый повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробкам передач. Передаточное число гитары — 0,706. Коробки передач — планетарные с семью передачами вперед и одной назад, с фрикционным включением и гидроуправлением. Коробки передач предназначены для изменения скорости движения и тяговых усилий на ведущих колесах, поворота и торможения машины, отключения двигателя от ведущих колес. Все эти режимы обеспечиваются включением и выключением определенных фрикционов в коробках передач.

1 — балансир; 2 — упор; 3 — амортизатор; 4 — рычаг; 5 — тяга

Поворот машины осуществляется:
а) при прямолинейном движении включением в одной из коробок передачи на одну ступень ниже, чем передача прямолинейного движения, при этом машина поворачивается с определенным (расчетным) радиусом поворота; при движении на 1-й передаче или передаче заднего хода включается тормоз, поворот осуществляется с радиусом, равным ширине машины;
б) частичным выключением в одной из коробок фрикционов, которые были включены при прямолинейном движении, и частичным включением фрикционов, соответствующих передаче на одну ступень ниже.

Направляющее колесо и передние опорные катки (позднего типа) Ведущее колесо и задние
опорные катки

Бортовые передачи представляют собой одноступенчатые планетарные редукторы с постоянным передаточным числом, понижающие обороты ведомых валов коробок передач и соответственно увеличивающие крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам гусеничного движителя. Передаточное отношение бортовой передачи — 5,454.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состоит из шести двухсткатных обрезиненных опорных катков, трех односкатных поддерживающих катков с внутренней амортизацией, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы. Подвеска — индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами на 1, 2 и 6-м опорных катках. Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с резинометаллическим (РМШ) или открытым (ОМШ) шарниром. Число траков в гусенице — 96. Ширина трака — 580 мм, шаг зацепления — 137 мм. Масса гусеницы с РМШ — 1698 кг, с ОМШ — 1430 кг. При необходимости на танке Т-72 могут использоваться также гусеницы с ОМШ, применяемые на танке Т-62, с установкой специальных венцов ведущих колес. Допускается использование гусениц и с машин Т-54 и Т-55 с увеличением количества траков до 97.

Трак гусеницы с резинометаллическим шарниром
1 — трак; 2 — палец; 3 — гайка; 4 — втулка; 5 — проушина цевки; 6 — грунтозацепы; 7 — ребра; 8 — гребень

Читайте также: Нормальное напряжение в точке сечения при растяжении

Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение и откачивающий насос ОПВТ — по двухпроводной). Напряжение — 27 В (для стартерной цепи — 48 В). Источники: четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭН-140М или 6-МСТ-140; емкостью 140 А .ч каждая; стартер-генератор СГ-10-1 мощностью 10 кВт, работающий в режиме генератора. Потребители: приборы комплекса вооружения; стартер-генератор СТ-10-1, работающий в стартерном режиме; электродвигатели насосов и вентиляторов; радиостанция и переговорное устройство; приборы средств защиты; приборы освещения и сигнализации.

Средства связи танка.
На танке Т-72 установлены радиостанция Р-123М и переговорное устройство Р-124 на четыре абонента. Радиостанция — приемопередающая, телефонная, симплексная. Дальность связи при работе на 4-метровую штыревую антенну при движении по среднепересеченной местности со скоростью до 40 км/ч составляет не менее 20 км при выключенном подавителе шумов и до 13 км при включенном. Радиостанция имеет 1261 рабочую частоту с интервалом 25 кГц. Прием и передача ведутся на одной общей частоте. Радиостанция имеет механизм установки частот, позволяющий подготовить заранее и зафиксировать любые четыре частоты диапазона. Переход с одной подготовленной частоты на другую выполняется автоматически после переключения соответствующего переключателя.

Система защиты от оружия массового поражения.
Система защиты от оружия массового поражения (ЗОМП) предназначена для защиты экипажа танка, а также узлов и агрегатов, расположенных внутри танка, от ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва. Она также защищает экипаж от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологического оружия. Защита от ударной волны ядерного взрыва обеспечивается броней танка и его герметизацией. Защита экипажа от проникающей радиации ядерного взрыва также обеспечивается броней и установкой специального материала внутри танка. Защита экипажа от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологического оружия обеспечивается герметизацией боевого отделения и отделения управления и созданием в них избыточного давления (подпора) очищенного воздуха. Одновременно система осуществляет световую и звуковую сигнализацию, контроль уровня радиации и избыточного давления внутри танка, а также контроль наличия отравляющих веществ вне танка. Система ЗОМП состоит из следующих основных частей: прибора радиационной и химической разведки ГО-27, аппаратуры ЗЭЦП-З управления исполнительными механизмами герметизации, фильтровентиляционной установки (ФВУ), исполнительных механизмов, клапана вентиляции и лючка вентиляции, подпоромера.

Противопожарное оборудование (ППО) танка.
На Т-72 установлена автоматическая система ППО трехкратного действия. Противопожарное оборудование состоит из трех двухлитровых баллонов с огнегасящим составом, трубопроводов, соединяющих баллоны с боевым и силовым отделениями, и девяти термодатчиков. В ППО используется огнегасящая жидкость Фреон 114В2. Для тушения незначительных очагов пожаров имеется ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Система дымопуска.
На танке установлена термическая дымовая аппаратура (ТДА) многократного действия. В качестве дымообразующего вещества используется дизельное топливо. Система дымопуска обеспечивает постановку дымовых завес только при работающем двигателе. Топливо из двух форсунок в распыленном состоянии попадает в поток выпускных газов, где под действием высокой температуры испаряется и, смешиваясь с газами, образует парогазовую смесь. Так как температура парогазовой смеси значительно выше температуры наружного воздуха, то при выбросе ее в атмосферу и соприкосновении ее с воздухом происходит конденсация паров топлива и образование тумана. При работе двигателя на керосине дымовая завеса получается слабая, и включать систему ТДА не имеет смысла. При работе на бензине использовать систему ТДА нельзя.

Оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ) предназначено для преодоления танком по дну водных преград глубиной до 5 м и шириной до 1000 м. Оно обеспечивает ведение боевых действий после преодоления преграды без остановки танка и проведения каких-либо работ, требующих выхода экипажа из танка. Комплект оборудования для подводного вождения состоит из двух частей: съемной, которая монтируется на танк в предвидении преодоления водной преграды, и несъемной, постоянно установленной на танке. К съемным узлам относятся: воздухопитающая труба; выпускные клапаны; уплотнения дульного среза пушки и амбразуры спаренного пулемета; колпачки с тросом для герметизации штуцеров воздухозаборного устройства прибора ГО-27.

К постоянно установленным узлам относятся: уплотнения корпуса, башни и шариковой опоры башни; крышка воздухопритока к воздухоочистителю; уплотнение броневой зашиты пушки; откачивающий насос; лючок перетока воды на моторной перегородке; уплотнение крыши над силовым отделением. Кроме того, в состав ОПВТ входят спасательные жилеты и изолирующие противогазы на каждого члена экипажа. Движение танка по дну осуществляется на 1-й передаче. На монтаж съемной части ОПВТ требуется 20 мин. Для подготовки танка к ведению огня после преодоления водной преграды необходимо 1-2 мин., а для демонтажа съемной части ОПВТ и установки его в транспортное положение — 15 мин.

Для отрытия окопов и укрытий танк Т-72 оснащен оборудованием для самоокапывания, расположенном снаружи на нижнем носовом листе корпуса. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-6.

Основной боевой танк Т-72Б3, характеристика и особенности

Танк Т-72Б3

Танки являются основной сухопутных войск. Они созданы для прорыва обороны и эффективного отражения атак. Без танков не может обойтись ни один современный вооруженный конфликт.

В России на вооружении стоят основные боевые танки 2 моделей. Это модификации танка Т-72 (включая Т-90 и его модификации) и модификации танков Т-80. Большинство из этих машин были выпущены в 80-х годах, и сейчас требуют модернизации.

История создания

В середине 1980-х гг. на вооружение Советской армии приняли Т-72Б, по нынешнем временам для их модернизации нужно обновить трансмиссию, двигатель, прицелы, систему управления огнем, оружие и навесную защиту.

У армии России около 3 тыс. таких танков. Для их подтягивания до уровня Т-90 создали модификацию Т-72Б3, основные изменения это установка более совершенных приборов наблюдения и прицеливания, новое орудие, новый двигатель и новые средства защиты.

Т-72Б3 есть трех субмодификации образца 2011 г., 2014 г. и 2016 г.

Основной боевой танк Т-72Б3

В 2012 г. стоимость модернизации «семьдесятдвоек» до Б3 была определена в 52 миллиона рублей, работы по модернизации танков вел и Омсктрансмаш, ранее он производил Т-80.

В модернизации 2011 г. танк получил многоканальный прицел «Сосна-У» с автоматом сопровождения целей и тепловизионным каналом с французской камерой Thales Catherine, обновленную СУО (систему управления огнем), новую пушку 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ряд других новшеств.

Командир танка как и наводчик получил систему «Дубль» в который входит пульт управления и монитор и может вести стрельбу из пушки и пулемета.

Модернизированный Т-72Б получил название Т-72Б3 и поначалу получил динамическую защиту «Контакт-5» (1986 г.), она морально устарела и по идее должна пробиваться вражескими подкалиберными снарядами.

Для защиты от РПГ на боковых проекциях моторного отсека ставят решетчатые экраны, они заставляют снаряд взорваться до соприкосновения с броней. А кумулятивная струя в воздухе пока доходит до брони теряет свои пробивные свойства.

Конструкция танка Т-72Б3

Танк выполнен по классической схеме — отделение управления размещено в передней части, боевое отделение с башней в центральной части танка, моторно-трансмиссионное отделение в задней части. Сварной корпус имеет коробчатую форму, с клиновидной носовой частью с классическим для советских танков углом наклона верхней лобовой плиты. Борта корпуса вертикальные, верхняя их часть состоит из броневых плит, нижняя образована краями днища. Корма корпуса имеет обратный наклон. Крыша корпуса состоит из катаных броневых листов, днище корпуса цельноштампованное, сложной формы. Основной материал корпуса — броневая сталь. Башня литая.

Вид сбоку

На танках Т-72Б3 используется V-образный 12-цилиндровый многотопливный дизель В-84-1 мощностью 840 л. с. В 2017 году на модернизированные танки Т-72Б3 начали устанавливать двигатель В-92С2Ф в паре с автоматизированной коробкой переключения передач.

В ходе программы модернизации танкового парка Т-72 в Вооруженные Силы России до 2019 г. поступило более 1000 танков Т-72Б3.

Технические характеристики танка Т-72Б3

  • Длина корпуса — 9,53 м·
  • Длина с пушкой — 6,86 м·
  • Ширина – 3,46 м·
  • Высота – 2,226 м·
  • Клиренс — 490 мм·
  • Масса боевая – 46 т·
  • Скорость максимальная:
  • 65 км/ч (по шоссе)·
  • 45 км/ч (по пересеченной местности)
  • Запас хода — 500 км (с внешними баками)

Вооружение

Основное орудие — 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 с симметричным расположения тормозов отката, горизонтально-клиновым затвором, эжекционной продувкой ствола, термозащитным кожухом ствола и быстроразъемным винтовым соединением ствола (время замены ствола около 3 часов без демонтажа пушки, аналогично Т-64).

Пушка является модификацией пушки 2А46М-1 установленной на Т-80У. Пушка стабилизирована в горизонтальной (стабилизатор ЭГ) и вертикальной (стабилизатор ЭВ) плоскостях.

Боевое применение Т-72Б3

Ракетный комплекс — танк оснащен ПТРК 9К119М «Рефлекс-М» с ракетами 9М119М запускаемыми через ствол основного орудия.

  • спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТМ , боекомплект — 2000 выстрелов
  • зенитный 12.7-мм пулемет НСВТ-12.7 «Утес» на крыше башни танка, боекомплект — 300 выстрелов.

Бортовое оборудование

Автоматизированный комплекс управления огнем танка включает в себя:

  • комплекс наводчика 1А40 с прицелами ТПД-К1 и многоканальным прицелом «Сосна-У»;
  • автомат сопровождения целей;
  • тепловизионный канал с камерой Thales Catherine FC;
  • комплект автоматических датчиков условий стрельбы;
  • на танке установлен дисплейный комплекс механика-водителя с телевизионной камерой заднего обзора и улучшенный автомат заряжания.

Комплекс средств радиосвязи с радиостанцией Р-168-25У-2.

Модификации Т-72Б3

  • Т-72Б3 / «объект 184М1» (2011 г.) — серийный танк с модернизированным орудием 2А46М5, с новым комплексом оборудования. Производство ведется ПО «Уралвагонзавод» с 2011 г.
  • Т-72Б3 обр. 2016 (2016 г.) — модификация Т-72Б3 с противокумулятивными решетчатыми экранами, комплексом модульной динамической защиты «Реликт», пушкой 2А46М-5-01, двигателем В-92С2Ф, автоматизированной коробкой передач, цифровым дисплеем, телевизионной камерой заднего обзора, стабилизатором вооружения 2Э58 и прибором наблюдения механика-водителя ТВН-5.

Танки на полигоне

Боевое применение Т-72Б3

  • Т-72Б3 использовался в вооруженном конфликте в Донбассе на стороне самопровозглашенных республик.
  • Весной 2017 года появились свидетельства использования Т-72Б3 Сирийской арабской армией.
  • Летом 2018 года замечены в боевых порядках сирийской армии в районе Голанских высот, граничащем с Израилем.

Сравнение с другими ОБТ

  • Т-80БВМ: Т-72Б3 обладает меньшей удельной мощностью, меньшей скоростью хода, меньшим боекомплектом в автомате заряжания (22 снаряда против 28). Однако, даже с учетом использования динамической защиты «Реликт» на Т-80БВМ, бронирование по корпусу и башне сопоставимое при изначальной «голой» стойкости на 20% выше для Т-72Б3, что означает большую защиту при отсутствии или срабатывании блоков динамической защиты. По остальным боевым показателям как возможность обнаружить и поразить противника или установленному орудию (как и боекомплекту) танки аналогичны. При этом цена модернизации Т-72Б3 обр. 2016 стоит вдвое дешевле модернизации Т-80БВМ.
  • Т-64БВ обр. 2017: Т-72Б3 во многом превосходит массовую модернизацию Т-64БВ обр. 2017 даже в варианте образца 2011 года. Преимущества Т-72Б3 заключаются в более совершенной системой управления огнем, более точным модернизированным орудием 2А46М-5, возможностью применения удлиненных кинетических боеприпасов как Свинец-1/2, большей удельной мощностью и более высокой стойкостью от БПС или КС. Однако, Т-64БВ обр. 2017 представляет собой более дешевую модернизацию, не менее эффективную по соотношению цена/качество.

Советский танк Т-72, подробный обзор

Танк Т-72

Советский танк Т-72 появился в 70-х годах прошлого века. Он сразу стал одним из самых массовых машин в мире, так как «Уралвагонзавод» собрал не менее 30 тыс. экземпляров данного танка.

На тот момент техника советского производства принимала участие во многих вооруженных конфликтах. Поэтому танк Т-72 отлично проявил себя в бою. К примеру, в ходе боев 1982 года в долине Бекаа не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития лобовой брони советского танка.

История создания

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

Советский танк Т-72

В 1969 начались испытания доработанного двигателя В-46, а также новой ходовой части. Первые образцы такой техники получили обозначение «Объект 172М». Итогом разработок стало постановление от 7 августа 1973 года о принятии новых танков Т-72 на вооружение.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Основные цели и задачи Т-72

Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.

Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

Конструкция Т-72

Корпус танка Т-72 изготовлен методом сварки из катанных и обрезанных в размер листов броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса имеет комбинированную схему защиты. Толщина листа составляет 200 мм, что соответствует 550-600 мм обычной брони (расположенной под тем же углом к нормали). Лист включает в себя внешний и внутренний стальные слои, между которыми размещен стеклотекстолит. Нижний лист выполнен из обычной броневой стали толщиной 85 мм.

Бортовая броня Т-72 установлена вертикально, имеет толщину 80 мм в районе обитаемых отсеков и 70 мм – в районе моторно-трансмиссионного отсека. Внутренняя часть брони в обитаемых отделениях имеет покрытие, защищающее от поражения нейтронным излучением. Под нижним лобовым листом установлен бульдозерный отвал, позволяющий отрыть защитный окоп для установки танка. В зависимости от твердости грунта на выполнение земляных работ уходит 20…25 минут.

Для дополнительной защиты по бортам машины Т-72 установлены четыре плоских щитка, выполненных из легкого сплава на основе алюминия.

Перед началом боевых действий щитки отводятся вперед на угол 60⁰, обеспечивая защиту бортовой брони танка от поражения кумулятивными боеприпасами. Позднее от такой конструкции отказались в пользу сплошного экрана, изготовленного из армированной тканью резины.

Танк на учениях

Начиная с версии танка Т-72АВ, пошедшей в серию в 1985 году, на лобовую часть корпуса и башню стала устанавливаться дополнительная динамическая защита из отдельных контейнеров. Также стал монтироваться дополнительный 20 мм лист брони, уложенный на верхний основной лист корпуса.

На танке Т-72 применена литая башня с переменной толщиной стенок. Бронезащита обычного типа, лобовая часть имеет толщину до 280 мм. Позднее, с началом выпуска версии Т-72А, стала применяться комбинированная броня с установкой песчаных стержней. Применение такой брони улучшило устойчивость к попаданиям снарядов. Одновременно произошло изменение формы передней части башни, где появились выступы («скулы»).

В состав экипажа танка Т-72 входят три человека. Рабочее место механика-водителя размещено по центру корпуса в носовой части. Над механиком имеется отдельный люк, выполненный в верхней плите корпуса. Сидение опущено практически на самый пол, чем обеспечено сидячее положение механика.

На многих иностранных образцах водитель размещается в боевом положении полулежа, что негативно сказывается на комфорте работы.

По сторонам от рабочего места водителя размещены три внутренних топливных бака. Управление танком ведется двумя рычагами и педалями.

В башне Т-72 расположены места двух членов экипажа танка, причем наводчик размещен в левой части, а командир – в правой. На крыше башни установлена поворотная командирская башенка, оснащенная парой приборов для наблюдения. Вне боевой обстановки командир сидит на башне машины, прикрытый съемным щитком. Для обеспечения связи имеется радиостанция стандарта УКВ. Между башней и отделением управления имеется узкий проход.

Теоретически, там может пройти человек, но фактически для этого требуется определенная тренировка. Опыт боевого применения танка Т-72 показал, что вытащить раненого механика-водителя через этот проход невозможно. Эвакуация выполняется через штатный люк в крыше.

В кормовой части корпуса машины размещено силовое отделение, с поперечно установленным двигателем. В качестве силового агрегата на танках Т-72 используется 780-сильный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-46-6, оснащенный центробежным нагнетателем воздуха с приводом от коленчатого вала. Мотор имеет принудительное жидкостное охлаждение. Конструктивно дизель является развитием танкового мотора В-2, опробованного еще на Т-34 и БТ-7.

В ходе последующих модернизаций стал применяться дизель В92С2, построенный на том же блоке цилиндров, но оборудованный турбокомпрессором. Мощность силовой установки выросла до 1000 л.с. Моторный отсек танков Т-72 позволяет герметизировать стыки и преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Предварительно на машину устанавливается дополнительное оборудование.

В качестве топлива могут использоваться различные сорта дизельного топлива, авиационный керосин, низкооктановый бензин сорта А-72, а также смеси этих сортов топлива.

Внутри танка Т-72 расположены топливные баки, вмещающие 705 литров топлива. Снаружи могут монтироваться четыре бочки емкостью 200 или 275 литров.

Двигатель машины запускается при помощи электрического стартера, который при работе мотора выполняет функции генератора. При работе стартера используется напряжение 48В, в остальных цепях нормой считается напряжение 22-29В. Для питания стартера используются четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссия танка Т-72 включает в себя гитару, которая передает крутящий момент на две бортовые коробки передач. На выходных валах коробок машины установлены бортовые редукторы, передающие вращение на ведущие колеса. Гитара танка представляет собой односкоростной повышающий редуктор, оборудованный местами для установки компрессора, генератора и вентилятора радиаторов системы охлаждения.

Боевая техника

Бортовые коробки передач Т-72 построены на основе планетарных редукторов, обеспечивают семь скоростей переднего и одну скорость заднего хода. Управление переключением скоростей гидравлическое, в состав коробки входит бортовой фрикцион. Применение разнесенных коробок позволяет управлять поворотом танка включением пониженной передачи в отстающей гусенице. За счет этого имеется семь различных радиусов разворота машины.

Дополнительный бортовой редуктор также построен по планетарной схеме, служит для понижения частоты вращения ведущего колеса. Несмотря на идентичность схемы трансмиссии, узлы танков Т-64 и Т-72 не взаимозаменяемы.

Ходовая часть танка Т-72 оснащена индивидуальными торсионами, дополненными лопастными гидравлическими амортизаторами на первых двух передних и последнем заднем катке. Торсион расположен поперек танка на протяжении всей ширины корпуса. На торсионах машины установлены балансиры с двухдисковыми опорными катками, имеющими внешнюю амортизацию в виде резинового бандажа.

Для ограничения хода подвески Т-72 имеются отбойники, в которые упираются балансиры.

Катки имеют спаренную схему, изготовлены из алюминиевого сплава. Каждый борт машины имеет по шесть опорных катков. Ведущие колеса расположены сзади, оборудованы сменными зубчатыми венцами. Спереди используются литые направляющие колеса, оснащенные кривошипом для обеспечения натяга гусеницы. Гусеничная лента цевочного зацепления набрана из 97 звеньев, имеющих ширину 580 мм.

Существует вариант гусеницы с открытым шарниром или с резинометаллическим узлом (РМШ). Из-за различной конструкции траков отличаются зубчатые венцы ведущих колес. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три ролика, оборудованных внутренним амортизатором.

Основным вооружением танка Т-72 является 125 мм пушка Д-81ТМ (позднее стала применяться модель 2А46), оборудованная стволом с гладким внутренним каналом. Пушка имеет встроенный двухосевой электрогидравлический стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь в движении. В состав боекомплекта машины (44 выстрела, на ранних образцах — 39) входят различные снаряды, а также ракеты. На модификации Т-72Б применено модернизированное орудие 2А46М-5, использующее более эффективные боеприпасы.

Установленный на танке электромеханический автомат заряжания позволяет вести огонь с частотой до 8 выстрелов в минуту. Снаряды и заряды расположены раздельно в два яруса на горизонтальном лотке, угол заряжания постоянен.

Гильза имеет частично сгорающую при выстреле конструкцию – от нее остается только донце, которое выбрасывается наружу. За счет выброса остатков гильзы удалось снизить загазованность внутреннего объема танка Т-72 при стрельбе. На лотках автомата заряжания уложены 22 снаряда и заряда. Остальной боекомплект машины размещен в укладках, смонтированных в башне и корпусе. По мере расходования снарядов, экипаж укладывает боекомплект в лотки автомата.

При переходе на ручное заряжание частота стрельбы снижается до 2 выстрелов в минуту. Стабилизированный прицел со встроенным дальномером (на ранних машинах применялся обычный оптический) позволяет вести огонь в дневное время на дистанцию 4000…5000 м. Дальность стрельбы в ночное время – до 2000 м.

Для подсветки целей в ночное время применен инфракрасный прожектор.

На ранних машинах Т-72 он установлен на фронтальной части башни левее пушки, но затем его перенесли на точку, расположенную над амбразурой спаренного пулемета. Модернизация была проведена с целью повышения безопасности механика-водителя, поскольку имелись случаи нанесения смертельных травм прожектором. При использовании дополнительного прицельного оборудования пушка Т-72 допускает ведение огня осколочно-фугасными снарядами на расстояние 9…10 км.

Боевое применение

В одной установке с пушкой установлен 7,62 мм пулемет ПКТ с ленточным питанием. Одна лента включает в себя 250 патронов. Всего в танке Т-72 хранится восемь лент. Пулемет позволяет вести огонь на дистанцию до 1800 м (с помощью дальномерного прицела). Для защиты от атак с воздуха имеется 12,7 мм пулемет «Утес», смонтированный в специальной установке на командирской башенке машины. Установка имеет прицел, допускающий ведения огня и по наземным целям.

Пулемет имеет ленточное питание, в одной ленте имеется 60 патронов. Возимый боекомплект включает в себя пять лент. Внутри танка укреплен один автомат АКМС калибра 5,45 мм, а также сигнальный 26 мм пистолет-ракетница. Для ближней обороны имеются 10 осколочных гранат Ф-1. Для расчистки дорог от мин используется трал моделей КМТ-5 или 6.

Технические характеристики Т-72

Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что советская машина имела вес на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» применялась нарезная пушка калибром 120 мм, неспособная к пуску ракет. Да и распространенность Challenger (построено всего 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.

Т-72 Challenger 1 M1 Abrams
Длина корпуса, мм 6670 7925
Длина общая (с развернутой вперед башней), мм 9530 11500 9766
Ширина по экранам, мм 3460 3520 3653
Высота, мм 2190 2490 2400
Боевая масса, кг 41000 62000 54400
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час 50 56 72
Запас хода по шоссе, км 700 400 480
Высота преодолеваемой стенки, м 0,85 0,9 1,24
Ширина преодолеваемого рва, м 2,8 2,8 2,74

Американский Abrams, оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости движения, уступая по дальности хода. На версии М1 применялась 105 мм нарезная пушка, уступавшая по характеристикам советской гладкоствольной. Позднее стало устанавливаться 120 мм гладкоствольное орудие, уравнявшее шансы соперников. Большим плюсом американских машин является система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажей на маршах.

Несмотря на свой почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» остается востребованной машиной.

Этому способствуют многочисленные программы модернизации, которые позволяют повышать характеристики машины. Более того, существуют доработанные версии танка, предлагаемые для экспорта в страны НАТО.

Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащаемый 120 мм гладкоствольным орудием КБМ-2. И эта разработка далеко не единична. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 продержится в боевом строю еще не один десяток лет.

Модификации танка

За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
  • Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
  • Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
  • Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
  • Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
  • Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
  • Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.

Танк на площади

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:

  • Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
  • Ливанская война 1982 г;
  • Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в заливе 1990-91 гг;
  • Августовский путч 1991 в СССР;
  • Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95 гг;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
  • Конфликт в Косово 1998-99 гг;
  • Иракская война 2003 г;
  • операция в Беслане 2004 г;
  • Война в Южной Осетии 2008 г;
  • Гражданская война в Ливии 2011 г;
  • Пограничный конфликт в Судане 2012 г.

Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.

Сколько стоит танк Т-72

По последним оценкам стоимость базовой модели Т-72 составляет 22 млн рублей. Оснащение устаревших моделей современными приборами и вооружением обходится значительно дороже. К примеру, чтобы улучшить Т-72Б до Т-72Б3, необходимо затратить около 50 млн рублей (по ценам на 2013 год).

Достоинства и недостатки Т-72

Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

На параде

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Также обращают внимание на посредственную пригодность танка в условиях городского боя. В конструкции и бронировании имеется несколько уязвимостей, применение высокоточного противотанкового оружия способно быстро выводить Т-72 из строя.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя. Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.