Держит читателя в напряжении

10 советов для тех, кто хочет написать бестселлер

kak-napisat-bestseller

Мечтаете написать интересную книгу, о которой заговорит весь мир, а толпы почитателей гения пера будут раскупать бестселлер как горячие пирожки? Тогда это руководство от Anette Huesmann — автора книг и преподавателя писательского мастерства из Германии — для вас. Но даже если вы не преследуете амбициозные цели, а просто желаете доверить бумаге свои мысли и чувства, то и в том случае данная шпаргалка придет вам на помощь.

Die-Schreibtrainerin_10

Анетт Хуесман действительно знает, как написать бестселлер

1- Сюжет

Прежде чем приступить к написанию захватывающего бестселлера, вам нужно найти подходящий сюжет. Это ход повествования романа, состоящий из последовательности событий. Самый важный принцип увлекательного сюжета – это четкое соблюдение причинно-следственной связи. Это значит, что все события в книге должны находиться во взаимосвязи. В хорошем рассказе одно следует за другим.

Единственное исключение – это вступление. Первым событием в книге может быть что угодно. И следует позаботиться о том, чтобы все события начинались именно с этой точки отсчета: происходит какое-то событие и запускает все последующие. Это можно сравнить с принципом домино: сначала падает одна костяшка и увлекает за собой все другие. Для хорошего и качественного романа соблюдение причинно-следственной связи – это залог успеха.

2- Основной конфликт

Прежде, чем приступить к написанию интересной книги, нужно обобщить всю историю в одном предложении. Это помогает держать в голове главное, не отвлекаясь на детали. В этом предложении надо не только дать краткое содержание всей истории, но и основного конфликта. В каждой книге, конечно, множество конфликтов, но основной – один.

Возьмем, к примеру, роман Патрика Зюскинда «Парфюмер». Одним предложением всю историю можно рассказать так:

Мужчина, который не имеет своего собственного запаха, но обладает потрясающим обонянием, хочет добывать из девушек аромат, который бы сделал его достойным любви.

Это предложение обобщает всю книгу, но в нем нет основного конфликта. Иными словами, где в этой истории проблема? Что делает ее увлекательной? Вот здесь предложение уже содержит конфликт:
Мужчина, который не имеет своего собственного запаха, но обладает потрясающим обонянием, убивает девушек и создает из них аромат, который сделает его достойным любви.

Чувствуете разницу? Во втором варианте сразу становится ясно, что станет основой конфликта. То, что центральная фигура в романе – это убийца. В его душе много зла. Все события и сцены в книге вытекают из этого факта.

Так что, прежде чем начать писать книгу, резюмируйте всю историю в одном предложении. Оно должно быть простым, потому что если его усложнить, значит и вся история слишком запутана. Сначала это непросто, но если хорошенько потренироваться, то не будет вызывать затруднений.

3- Развитие событий

Интересный роман содержит в себе ряд событий. При планировании романа нужно обдумать самые важные события и поворотные моменты сюжета. Мы уже говорили про описание конфликта в одном предложении; из него ясно, какие события относятся к главной истории, а какие нет. Если ход повествования ясен, должен получиться качественный напряженный сюжет. Чтобы держать читателя в напряжении нужно хорошо отработать все этапы развития сюжета.

Для примера хорошо представить себе драму в трех актах. Еще со времен Аристотеля пьеса в трех актах служит образцом для создания сценариев и книг.

I акт. Случается некое событие. Оно влечет за собой последующие.

II акт. Напряжение нарастает, и, наконец, происходит кульминация, которая чаще всего переворачивает весь ход действия

III акт. В последнем акте следует цепь особо драматических событий и все завершается.

Конец должен быть логичным завершением всех произошедших событий. Чем незначительней событие, тем драматичней это все может закончиться.

Прежде чем писать книгу, сформулируем четыре важных момента:

1. Резюме истории, включая основной конфликт

2. Некое событие запускающее цепь последующих событий, первый акт

3. Второй акт с кульминацией (=поворотный момент)

4. Третий акт. Развязка и конец.

kak-napisat-knizhku

Представим пьесу в трех актах в картинке: главное событие запускает весь ход истории. Затем события постепенно разворачиваются и достигают своего апогея, приводя к драматическому повороту в жизни героев. Напряжение растет, происходит развязка. Финал.

4- Персонажи

Увлекательные книги нуждаются в занимательных персонажах. Чтобы персонаж получился интересным, его надо представить в трех измерениях. Первое измерение – это продуманный внешний вид, второе – психологическая индивидуальность, и третье – это социальные черты.

Кроме того, в интересном персонаже всегда есть что-то исключительное. То, что выделит его из общей массы: нестандартное хобби, необычные черты характера, удивительная биография или еще какая-нибудь изюминка.

Залог успеха в создании колоритного персонажа − это наделить его каким-нибудь необычным желанием и силой воли, которая позволит воплотить ему это желание в жизнь вопреки всему. Многие авторы пишут книги по 300 страниц. Тогда интерес к герою нужно постоянно поддерживать. Если главный герой идет к своей мечте на протяжении всей книги, читателям до самого конца интересно узнать, добьется он своего или нет.

5- Накал страстей

Как создать напряжение. Для написания увлекательной книги, которая бы держала читателя в напряжении до самого конца, нужен драматичный сюжет и интересные персонажи. Самое главное, персонаж и сюжет должны хорошо гармонировать. Вот, к примеру, любовная история:

Герой садится в парусную лодку, хотя он никогда не умел плавать. Чтобы не опозориться перед своей возлюбленной, он ей об этом не говорит, уверенный, что в море ничего не случится. Вдруг лодка дает сильный крен. Возлюбленная теряет сознание, падает за борт, и вот-вот утонет.

Поскольку сюжет и герой хорошо гармонируют, то мы уже знаем, что наш герой не умеет плавать, и более того, панически боится воды. И читатель начинает волноваться: как же ему удастся спасти свою любовь?

Усиливаем напряжение. Усилить создавшееся напряжение мы можем, добавив многочисленные конфликты. Обеспечиваем героя проблемами: против него силы природы, или сильный противник, или же он сам. Вернемся назад к нашему примеру:

Лодка перевернулась. Темно и надвигается буря. Герой в отчаянии цепляется за обломки лодки и гребет руками и ногами, чтобы спасти свою возлюбленную, которая безвольно качается на волнах в спасательном жилете. И вдруг обломок лодки протыкает жилет, и его уносит в темные воды. Беззащитная девушка сейчас погибнет. А наш герой еще слишком далеко, чтобы спасти ее. Он же не умеет плавать. Спасутся ли они?

Продолжаем держать в напряжении. Держать читателя в напряжении мы можем разными способами. Например, ускоряем события. Чем стремительней развиваются события, тем напряженнее мы следим за ним. Кроме этого, можно добавить каких-нибудь недоразумений, тайн, загадок, временных ограничений. В письменном виде напряжение создается при помощи коротких отрывистых предложений.

6- Тема

В интересной, хорошо написанной книге всегда есть главная тема, вокруг которой всё и вращается. Таким образом, повествование становится более насыщенным. Вернемся вновь к роману Зюскинда «Парфюмер». В этом романе все вращается вокруг запахов и смерти. Тема озвучивается уже на первой странице:

«Во времена, о которых пойдет речь, везде царил такой смрад, что свел бы с ума современного человека. Улицы пропахли навозом, задние дворы – мочой, лестничные клетки отдавали гнилой древесиной и крысами, в кухнях витал запах кислой капусты и бараньего жира». И в таком вот местечке рождается главный герой – Жан Батист Гренуй. «Стоял самый жаркий день в году. Жара свинцовой плитой покрывала все вокруг, усугубляя и без того дурный аромат подгнивших арбузов и жженых рогов, который развевался по всем переулочкам. У матери Гренуя роды начались как раз в тот момент, когда она чистила белянку в рыбной лавке Ру ля Фер. Только что привезенная рыба уже источала настолько сильный неприятный аромат, что казалось, трупный запах уже успел пропитать все».

(Цитата из П.Зюскинда «Парфюмер», Изд-во Диоген,1994 г.,стр.5)

В нашем предложении-резюме, которое включало главный конфликт, уже заложено основное стечение обстоятельств:

Мужчина, который не имеет своего собственного запаха, но обладает потрясающим обонянием, убивает девушек и создает из них аромат, который сделает его достойным любви.

И по ходу самого действия, и в деталях, «запах и смерть» играют существенную роль. Таким образом, эта тема прослеживается на всех этапах нашей истории. Это делает повествование насыщенным и напряженным.

7- Показывай, а не рассказывай

Принцип «Не рассказывай — показывай» является важной рекомендацией для книжной речи. Если в быту мы говорим: «Маша расстроилась», то в художественном повествовании будет сказано так: «В глазах Маши заблестели слезы».

Это принцип отличает также два вида повествования: описательного и сценического. В первом случае мы описываем события. При сценическом − мы разыгрываем событие в диалогах и действиях. Мы изображаем то, что видим сами, это придает повествованию живость.

Сценическое повествование получится удачным, если его рассматривать в пяти аспектах: что герои слышат, видят, осязают, обоняют и чувствуют. Цель – подарить читателям образное представление о развивающихся событиях. Классический пример описательного способа повествования – это сказки о Ханселе и Гретель.

Хансель и Гретель заблудились в лесу. Там было холодно и темно, и им было очень страшно.

А вот как это будет звучать в сценическом повествовании:

Гретель дрожала, и ее бледное лицо выделялось на фоне черных ночных стволов.

− Я устала, − прошептала она.

Хансель потер нос тыльной стороной ладони.

− Мы должны идти дальше, − настаивал он.

(Спасибо за пример Симоне Харланд и авторскому форуму Montségur).

Существенная часть сценического повествования – это диалоги. К ним добавляются сопутствующие элементы: описание мест происшествия, героев и их действия.

8- Диалоги

Можно подумать, что в диалоге главное то, что говорится. Но бывает и наоборот. Диалоги становятся живыми благодаря тому, что вслух не произносится. Самая частая ошибка начинающих авторов в том, что их герои очень много говорят.

Вернемся к нашим Ханселю и Гретель. Вот здесь говорится слишком много:

Гретель дрожала, и ее бледное лицо выделялось на фоне черных ночных стволов.

− Здесь так холодно, а мы совсем не знаем, куда идти. Кроме того, я очень устала, − шептала она.
Хансель потер нос тыльной стороной ладони.

− Скоро наступит полночь, и если мы не найдем дорогу домой, нам придется заночевать в лесу. И мы станем добычей диких животных. У нас нет времени, мы должны идти дальше, − настаивал он.

А вот как звучит менее многословная версия:

Гретель дрожала, и ее бледное лицо выделялось на фоне черных ночных стволов.

−Я устала, − прошептала она.

Хансель потер нос тыльной стороной ладони.

− Мы должны идти дальше, − настаивал он.

Можно сделать диалог увлекательным только хорошо его переработав. В процессе написания текста диалоги получаются лучше всего, живее, когда пишешь то, что приходит на ум. Потом мы переделываем эту версию. Чтобы сделать текст увлекательнее и занимательнее, сокращаем предложения в прямой речи. В большинстве случаев читатели поймут, о чем речь и из пары слов. Все остальное оказывается лишним.

Естественно, есть хорошие книги и с пространными диалогами. Но для этого нужен немалый опыт, чтобы подобные диалоги не навевали на читателя тоску. Поэтому в наших интересах сделать диалоги краткими.

9- Чувство

На музыкальной сцене без чувств никуда, об этом мы можем судить даже по современным телешоу типа «Голос». Любая песня, спетая без чувств, не вызовет никаких эмоций. То же самое и с живописью, и литературой. Добиться успеха можно лишь показав свои настоящие чувства. Почему так? У людей «антенны души» очень чуткие, поэтому мы остро чувствуем те эмоции, которые передают музыка, картина или рассказ. Если творческое произведение выражает настоящие чувства, это пробуждает эмоции и в нас самих, оставляет глубокое впечатление.

А как же наполнить чувствами книгу? Если я собираюсь писать сцену, я мысленно погружаюсь в нее. Глубоко-глубоко, пока не прочувствую всеми фибрами души, что же испытывают мои герои. Только так я могу описать их эмоции, исходя из моих собственных, настоящих чувств.

10- Хороший стиль

Самый сложный вопрос, который задает себе писатель: что же представляет из себя хороший стиль и как его выработать?

Тут поможет только одно: писать, писать, и еще раз писать. Стоит обращать внимание на то, что вообще пользуется спросом. А еще есть отличное упражнение – берем свой текст и пробуем его переделать под разные стили: как комикс, в стиле Кафки, в стиле Роулинг или журнальной статьи.

И будьте осторожнее с метафорами и эпитетами. Многие книги грешат их изобилием, и становятся от этого нечитабельными. Метафоры и эпитеты подобны соли в супе: добавишь щепотку – и суп станет вкусным, а если целую горсть, то он уже будет не съедобным.

Остросюжетный роман: как удержать внимание читателя

Остросюжетный роман: как удержать внимание читателя

Ухудшаем положение героя, водим читателя за нос и пользуемся еще тремя методами драматизации художественного текста, позволявшими знаменитым писателям удерживать читательское внимание. Узнаем, как написать книгу, страницы которой будет жадно перелистывать читатель стремлении добраться до развязки.

Поразить с первых слов

Из актёрской практики ярмарочных лицедеев известно: если вниманием зрителя не удалось завладеть в первые пять минут, то зритель развернется и уйдет. С книгой, казалось бы, проще: читатель ее уже купил и деваться ему некуда, поэтому он будет читать в надежде добраться до места, которое его заинтересует. Но что, если речь идет об изучении книги в книжном магазине, об электронной книге, о книге, взятой у знакомых или в библиотеке? В этом случае читатель легко соскочит с крючка и оставит чтение. Поэтому завлекать читателя нужно буквально с первых строк, чтобы у него уже не было обратного пути и желания отложить книгу.

Пример идеального вступления мы найдем в «Анне Карениной» Льва Толстого. Этот роман сегодня вряд ли можно назвать остросюжетным, однако он все ж таки местами крепко держит читателя в напряжении, а некоторые изображаемые в нем сцены, да и сама тема женской измены были довольно смелыми для читателя XIX века. Вспомним известное на весь мир вступление «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме». За эффектным первым предложением следует краткое описание адюльтера Стивы Облонского, что само по себе для читателя того времени было довольно вызывающей темой. Далее описываются пикантные подробности жизни дома после обнаружения его вины: и нынешнему читателю любопытно, что уж говорить о читателе позапрошлого века. Так, развивая самую скабрезную тему, граф Толстой вовлекает читателя в текст романа, который сегодня считается классикой русской литературы.

Суть метода: эффектно начать произведение или сообщить в первых предложениях нечто такое, чтобы читатель не смог оторваться от текста до самой развязки. Подобный эффект может быть достигнут за счет содержания или стиля вступительного фрагмента.

Ухудшать положение героя

Метод Айн Рэнд и Курта Воннегута. Воннегут говорил: «Не бойтесь проявить себя садистом. Какими бы невинными и славными ни были ваши главные герои, пусть с ними случаются всякие ужасы — чтобы читатель увидел, чего они стоят». Айн Рэнд предлагала ухудшать положение героя для большей драматизации произведения: «Я должна показать героя в трудной борьбе — и чем хуже я сделаю для него обстоятельства, тем лучше это будет для драматизации. Я должна придумать тяжелейшие препятствия на его пути, причем такие, которые имеют наибольшее значение для героя». Только таким образом, по мнению Айн Рэнд может двигаться сюжет, стоящий внимания, способный увлечь читателя.

Суть метода: Разрабатывая сюжет, стараться постоянно ставить героя в ситуацию тяжелого выбора. С героем все время должно что-то происходить и случаться. И чем положение хуже для героя – тем интереснее читателю.

Удивлять читателя

Этот метод можно было бы назвать «Оказывается, что». Им охотно пользовались авторы детективов – Артур Конан-Дойла, Агата Кристи, Рекс Стаут, Эдгар По, а также их коллеги по детективному цеху. Идея заключается в том, чтобы постоянно удерживать внимание читателя введением в сюжет новых деталей, героев, сцен, влияющих не только на само действие, но и на понимание происходящего. Именно в тот момент, когда читатель расслабляется и поддается иллюзии, будто понял, в чем дело (кто преступник, кто зачинщик, в чем мотив), автор формирует новые обстоятельства, обогащающие действие иным смыслом.

Вспомним «Собаку Баскервилей»: изначальный набор фактов о смерти сэра Чарльза Баскервиля постоянно пополняется новыми подробностями и обстоятельствами. Вначале читатель знает только о том, что сэр Чарльз верил в семейную легенду о псе на болотах, но умер от сердечного приступа, чуть после оказывается, что 1) на болотах скрывается беглый каторжник, 2) в камине уцелел клочок письма с сэру Чарльзу с просьбой быть у калитки в десять часов вечера, то есть в тот час, когда он и был найден мертвым, 3) Сэр Чарльз вел дружбу с одиозной дамой Лаурой Лайонс, 4) на болотах живет Шерлок Холмс и тоже ведет расследование, 5) сестра Степлтона – его жена. Читатель на протяжении всей истории не перестает удивляться, ведь все время автор поражает его новыми подробностями, не давая возможности заскучать.

Суть метода: Автор, подобно факиру, постоянно достает из рукава повествования совершенно неожиданные факты, подробности, обстоятельства, что заставляет читателя до самого конца быть в напряжении и внимательно следить за действием.

Переворачивать с ног на голову

Речь идет о новеллическом ключе, а именно о неожиданной концовке произведения, которая для большей драматизации в нашем случае может быть расположена, не собственно, в финале, а где-нибудь по-середине. Классическая новелла – это рассказ с концовкой, которой не ожидает читатель, с концовкой, переворачивающей с ног на голову все предыдущее повествование. Именно такой прием помогает эффектно закончить роман, поставить эмоциональную точку. Чаще всего неожиданный факт или обстоятельство, помещается в финал произведения. Или сразу вслед за кульминацией. Фокус в том, что в этом случае читатель уже должен быть увлечен сюжетом, и иметь мотив дочитать до конца. То есть что-то в самом тексте, манере повествования, поворотах сюжета, характерах персонажей намекает на неожиданную развязку. Вспомним опять же «Собаку Баскервилей»: читатель по некоторым намекам, по поступкам героя, по интонации, с которой автор его описывает, мог предположить, что Степлтон – и есть главный злодей, но вот тот факт, что сестра Степлтона является его женой, для большинства читателей оказывается большой неожиданностью.

Еще один пример – фантастическая история Макса Фрая, написанная Светланой Мартынчик и Игорем Стёпиным. В финале оказывается, что сэр Макс – не совсем живой человек, а вершитель (человек, желания которого всегда сбываются), созданный главой тайоного сыска Джуффином Халли для достижения глобальной цели: сохранить мир Ехо. Поворот неожиданный, ибо до того, как эта правда открывается, читатель успевает здорово прикипеть к сэру Максу и не может усомниться в природе его земного происхождения, поскольку герой частенько вспоминает родину и детство, да еще и совершает вылазки в родные края. Любопытно, что после того, как правда открывается, повествование не заканчивается. Да, выясняется, что читателя на протяжении десяти книг водили за нос: невероятный факт выворачивает наизнанку все представления о главном герое. Казалось бы, достигнут эффект максимальной драматизации, но шоу продолжается. Сэр Макс водворяется в наш земной мир, тоскует по Ехо и решает написать роман про него, дабы вершители нашей земли, коих по какой-то причине здесь великое множество, прочитали его историю, тоже полюбили мир Ехо и захотели, чтобы он существовал, и тогда сэр Макс сможет вернуться назад. Так и появляются книги за авторством Макса Фрая, рассказывающие историю про службу тайного сыска в неземном мире. Именно этот сюжетный ход и становится неожиданной концовкой. То есть невероятный факт о природе героя не является финалом, он – отправная точка для дальнейшего развития сюжета, приводящая к еще более неожиданной развязке.

Прием, использованный авторами истории про сэра Макса – чрезвычайно хорош для удержания внимания читателя. Помещаем неожиданный факт не в финал произведения, а немного раньше, так, чтобы можно было использовать его для продолжения развития действия – и читатель сидит на краешке стула, нервно перелистывая страницы.
Еще одним подобным примером может служить роман уже упомянутой Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»: примерно в середине повествования открывается главная интрига произведения, а именно читателю становится известно, почему пропадают видные бизнесмены и кто за этим стоит. После этого невероятного открытия роман получает второе дыхание, поскольку все внимание читателя теперь сосредоточено на жизни дельцов, живущих в тайном городе.

Суть метода: автор сообщает факт, переворачивающий с ног на голову все представление читателя о происходящем: о героях, о художественном мире, об истинных мотивах персонажей. В результате интерес читателя возрастает и он с нетерпением вгрызается в текст, желая дочитать до развязки. Если невероятный факт сообщается в финале произведения – это тоже плюс, поскольку эффект неожиданности провоцирует у читателя желание еще раз перечитать текст целиком или его фрагменты.

Добавить экшн

Под экшном понимаем любую сцену, выводящую читателя из эмоционального равновесия и заставляющую его люто переживать за героев. Таким приемом может выступить: ссора или перепалка, драка, гонка с преследованием, внезапная опасность. Работает прием, если нечто неслыханное случается вдруг, нежданно-негаданно. Вспомним в уже упомянутой «Анне Карениной» сцену с внезапно начавшейся грозой и маленьким Митей, которого в этот момент матушка с няней повезли прогуляться под прохладной дубовой сенью. Начинается гроза с молнией, и малышу грозит опасность. Разумеется, этот эпизод включен в текст вовсе не для того, чтобы подстегнуть интерес читателя – для Толстого здесь важно показать уязвимость человека, бренность жизни, легкость, с которой она обрывается. Как бы то ни было, внимание читателя стимулируется, и он с нетерпением дочитывает эту сцену до конца.

Суть метода: ввести в повествование сцену, вызывающую у читателя эмоциональную реакцию, заставляющего его переживать за героев, полностью погружаясь в мир текста.

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

Принципы написания сильного текста

Размышляя о том, каким должен быть сильный текст, пришлась к месту, ставшая классикой юмористического жанра, реплика директора клуба Огурцова из фильма «Карнавальная ночь».

О музыке Серафим Иванович говорит так:
Вот эта ваша музыка, даёт она что? Нет, не даёт! А надо, чтоб давала.
— Простите, я не понимаю!
— Нужно, чтоб музыка тебя так сказать… брала! Нужно, как говориться, чтоб она тебя вела! Но в тоже время и не уводила.

Огурцов о музыке

Про текст я бы сказала то же самое.

Главный критерий сильного текста ─ степень вовлеченности читателя в процесс.

Чтобы брал за душу, чтобы вел. Но при этом не уводил от сути. А чтобы не получилось, как отметил господин Огурцов, «А и Б играли на трубе», давайте попробуем подобрать «сурьёзный репертуар», чтобы контент был максимально сильным и ясным.

Личный опыт чтения сильного текста

Вынашивая идею написания статьи, вспомнила о личном опыте — о статьях, которые не просто вовлекали в процесс. Мне хотелось в них нырнуть. А пишет такие тексты ресторатор, коуч в сфере «гостеприимного» бизнеса (HoReCa) Бек Нарзи — личность медийная, в профессиональных кругах легендарная.
На своем сайте Бек ведет блог.

Читая статьи, мне, человеку, далекому от барной индустрии, не имевшему понятия до этого, что такое Хóрéкá, хочется побывать на его воркшопах.
Вовлеченность в процесс зашкаливает. В этой статье в качестве примера с любезного позволения автора будут цитироваться фрагменты из блога Бека Нарзи.

Принципы построения сильного текста

Чтобы вовлечь читателя в процесс, содержание я рассматриваю в двух аспектах: «технические» критерии написания сильного текста и психологические приемы, которые выражаются понятием «попасть на волну читателя».
Сильный текст должен иметь одну основную мысль — то, что хотел донести читателю автор. Это должно четко прослеживается логичной подачей материала. Весь контент целенаправленно работает на одну цель. Не надо распыляться. Определитесь, какую задачу должен решить ваш текст и строго придерживайтесь этого русла. Невозможно объять необъятное.

В зависимости от того, какую идею вы хотите донести читателю, нужно выбрать стиль подачи материала. Для одной задумки будет уместен юмор или тонкая ирония, для другой — дружеский совет, для третьей — героический пафос.

Сильный текст сохраняет единство во всех проявлениях. Все повествование работает на одну важную идею. Сюжетная линия должна быть логично выстроена.

Вычистив текст от словесного мусора, оживите его, чтобы он не выглядел констатацией фактов. Добавьте изюминку. Для этого авторы используют разные приемы: образные сравнения, элегантное сочетание слов, искренние эмоции, пикантная подробность, поразительный факт, шутка или анекдот, уместная цитата. Из них будет вырабатываться ваш индивидуальный стиль письма.

Авторская игра слов

Вот такие «изюминки» мне нравятся у Бека:

  • «Гастропотребительское население, не впихивай невпихуемое, вась-вась релейшионшип» — авторские неологизмы.
  • «Я хочу, чтобы у вас все было чики-пуки, но ни в коем случае не как у Чика и Пука» — игра слов.
  • «Иногда это значит «Чем дороже, тем лучше», но не за дымку из огурца и суфле из укропа» — ирония.
  • «И вдруг без всякой подготовки превратить народную пожарскую котлету в молекулярную пену, в произведение искусства — это, простите, уже слишком» — ирония.
  • «Хайпа — как населения Шанхая, а в кармане дырка» — ирония.
  • «До этого момента многие еще лихачат, но тут прижимает даже рисковых джигитов, разъезжаясь летней резиной во все стороны, как пьяная школьница, они «танцуют» к ближайшему сервису» — образные сравнения.
  • «Российский рынок еще сырой, слабый, хилый, зеленый и настолько девственный, что хочется прикрыться» — образные сравнения.
  • «Заручившись поддержкой своих амбиций, они принимаются изо всех сил почесывать и поглаживать свое эго в ожидании довольного урчания. Но эго не урчит. Эго сохнет и дохнет в пустом ресторане, потому что удовлетворять надо не себя, а потребителя» — ироничные образные сравнения.
  • «Западные тренды, бережно завернутые в газету «Известия» и перевезенные в клетчатой сумке в Россию, принесут вам только убытки» — образные сравнения.

В сильном тексте присутствуют «занимательные пустячки» (Уильям Зинсер). Они делают повествование живым и ярким, формируют авторский стиль.

Отлично помогает подогревать читательский интерес интрига и начать необходимо в первом абзаце. Вот как на протяжении всего рассказа Бек держит читателя на крючке:

«Пока в российских гастрономических столицах люди стонут от атмосферных колебаний и температурных подлянок, хочу обратиться к ситуации посерьезнее скачков на термометре…
…хорошая новость состоит в том, что в ресторанном бизнесе подобный ажиотаж может быть 365 суток в году, невзирая на погодные условия…
…И здесь их ждет жесточайшее разочарование и полный провал…
…Итак, все готовы? Статистика говорит следующее: 93% ваших посетителей держат под мышкой барсетку».

Сильный текст держит в напряжении, вовлекая в процесс чтения интригой. На протяжении всего повествования звучат предложения, которые шепчут: «Дальше будет что-то интересненькое. Не останавливайся».

Текст должен быть полезен для чтения. Польза бывает разная: хорошее настроение, новые сведения, совет, обучение, мудрые мысли, мотивация, влияние, желание сделать мир лучше…
У Бека в качестве резюме идут полезные советы в стиле «туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет».
Интереснейший, полный юмора сюжет, имеет логическое завершение для пользы дела:

  1. В российской хореке за новыми идеями гонятся только те, у кого хреновые старые. Создайте одну вечную и прочную, а не сто пустых и дырявых.
  2. Дневные микроатаки своих плохих привычек приводят к волшебным результатам.
  3. Помните бабушкин совет «Поспешишь — людей насмешишь».
  4. Работайте для гостей, а не для журналистов.
  5. Снимайте свои короны. От них преет мозг.
  6. То, что круто на Западе, не факт, что будет круто у вас в общепите. Куда делся ресторан Варвары?
  7. Гостей не интересуют знания, дипломы и победы на конкурсах. Их интересует, насколько вы их слышите и заботитесь о них. Они хотят понятный для их ДНК продукт. Ориентируйтесь на 93% гастропотребительского населения.

Психологические приемы

Лучше всего писать о том, что имело эмоциональный отклик у автора. Если событие пережито лично, это заражает и заряжает. Автор не выжимает эмоции из себя. Он их действительно пережил. Они естественные:
«Это праздник эндорфина, сератонина и дофамина!»
«Русская барная индустрия готова слушать немцев, не зная даже английского».
Сильный текст неподдельно эмоционален. Автор не выдумывает эмоции. Он их переживает.
Если пишущий открыто говорит о своих ошибках, он становится на один уровень с читателем: я совершал глупости, я ошибался, я иногда выглядел не в лучшем свете. Это делает его «земным» человеком, близким по духу.
«Да, выступая там, я загордился».
«Моя интуиция подвела меня, мой профессиональный нюх притупился».

В сильном тексте автор не боится показать себя в не очень выгодном свете. Искренность подкупает. Признавать ошибки, да еще публично, дорогóго стоит. Это формирует доверие.

При написании текста сохраняйте аутентичность. Не примеряйте чужие роли, не надевайте маски. Будьте самим собой, воплощением собственной истины. Читателей много. Все они разные. И у каждого на определенном этапе свои потребности. Широкий круг читателей охватить сложно.

Пишите то, что нравится вам. Пишите то, от чего вы получаете удовольствие. Не беспокойтесь о том, что какой-то из читателей потеряется по дороге, потому что ему далека ваша жизненная позиция или он не принимает ваше чувство юмора. Обязательно найдется тот, кто будет с вами на одной волне.
Пишите от души, оставайтесь верным себе.
Сильный текст не выдавливается. Он льется рекой. А для этого нужно вдохновение, энтузиазм, искренняя любовь к тому, что делаешь. Я желаю, чтобы они посещали всех авторов. Уильям Зинсер сказал: «Никто не становится Томом Вулфом за одну ночь, даже сам Том Вулф».

Пишите и шлифуйте свое мастерство.