Генератор бензиновый выходное напряжение

Выбираем бензиновый генератор для дома Статья

Генераторы покупают для разных целей, но все же чаще всего для обеспечения загородного дома электричеством, либо для питания электрооборудования там, где нет возможности подключиться к электросети. Они бывают разные и классифицируются по разным показателям (потребляемое топливо, назначение и т.д.), но наибольшее распространение получили бензиновые и дизельные компактные электростанции (правильно их называть именно так, хотя и «генератор» не является ошибкой).

Сегодня в продаже можно найти генераторы в различных ценовых категориях, от недорогого DDG GG950Z до DDE DPG10553E, разница в цене между которыми очень значительна. Но при выборе важно понимать следующее:

  • Экономить не нужно;
  • Переплачивать не нужно.

Звучит несколько противоречиво, не так ли? Но в нашей статье мы подробно разберем все нюансы выбора бензинового генератора для дома или дачи, после чего вы поймете, что никаких противоречий в утверждении выше нет.

А если вы не знаете, какой генератор выбрать, рекомендуем статью «Бензиновый или дизельный генератор: в чем разница?»

Бензиновый генератор для дома

Основные критерии выбора

Мы начнем с главных критериев выбора, которые являются определяющими. Отметим, что это не единственные критерии, но они ключевые, остальные являются дополнительными, которые могут быть нужны в определенных ситуациях, а могут быть и бесполезными.

Мощность

Мощность, которая измеряется в кВт. Здесь не должно возникнуть никаких сложностей: вам нужно знать, какая суммарная потребляемая мощность электроприборов в доме и исходя из этого подбирать генератор. Зачастую цена больше всего зависит именно от мощности. Считать нужно все электроприборы, которые могут работать одновременно. Рекомендуется покупать генератор с небольшим запасом (от 10 до 15%, больше не нужно). Отдельный разговор, если используются мощные электроинструменты без функции плавного пуска – здесь запас мощности должен быть куда более существенным.

Бензиновые генераторы по мощности можно условно разделить на следующие группы:

До 1 кВт включительно – используется как запасной вариант в случае отключения электричества. Сильно развернуться не позволит, но этого будет достаточно для освещения + телевизора или компьютера.

  • 1 – 2 кВт позволят подключать дополнительно бытовые приборы вроде пылесоса или стиральной машины (слабой мощности, для большинства моделей требуется около 2 кВт). Как и предыдущий вариант, в качестве основного источника электроэнергии не подойдет.
  • 3-4 кВт – данная мощность уже позволяет использовать бензиновый генератор в качестве основного источника электроэнергии, но этого может не хватить, если включено освещение, работают компьютер, телевизор, стиральная машина и т.д. То есть, такая мощность все равно накладывает некоторые ограничения.
  • Выше 4 кВт – полностью подойдут как автономные источники питания без каких-либо ограничений. Сделаем оговорку: мы рассматриваем типовые дома, если речь идет о доме, площадь под 300 квадратных метров и в котором живет десять человек, то в данном случае потребуется более мощный генератор.

Бензиновый генератор компактный

Выходное напряжение

Доступны варианты 380 и 220 В, для дома в России выбирают 220 В. Также в некоторых бензиновых генераторах предусмотрено выходное напряжение 12 В, которое используется при зарядке автомобильных аккумуляторах, например. Также отметим, что существует возможность подключения генератора на 220 В к проводке 380 В, однако для этого потребуется установка перекидного рубильника. Но лучшим решением будет просто покупка устройства с необходимым выходным напряжением.

Моточасы

Это параметр, который указывает на степень ресурса бензинового генератора до необходимости технического обслуживания. Этот параметр важен в том случае, если генератор планируется использовать регулярно и долго (минимум 9-10 часов в день). Если он покупается как запасной вариант на крайний случай, то особого внимания на моточасы можно не обращать.

Компактность и вес

Вес и размеры бензинового генератора находятся в прямой зависимости от мощности, а также от моточасов. Устройства небольшой мощности и с малым ресурсом небольшие и легкие, их легко переносить с места на место. А вот генераторы мощностью более 5 кВт могут весить больше 100 килограмм, и если они не оснащены колесами, то переносить их будет уже проблематично (есть недорогое решение – транспортировочное устройство). Это относится и к габаритам: очевидно, что небольшой генератор разместить гораздо проще или убрать куда-то, если он не нужен.

С этой точки зрения покупка бензинового генератора избыточной мощности может создать дополнительные проблемы, которых вы не ожидали. Если вам нужно 3 кВт, то не стоит покупать 5 или даже 7 кВт. Они больше предназначены для стационарного использования, то есть, их нужно установить один раз и не двигать с места на место.

Стабильность выходного напряжения

В принципе, этот параметр не имеет значения в том случае, если генератор покупается для дома или дачи, но не упомянуть его мы не могли. Параметр будет важен, если используется мощное электрооборудование или какая-то необычная бытовая техника также большой мощности. Но в этом случае нужно покупать генератор высокой мощности и искать дополнительные решение, о которых в рамках этой статьи мы рассказывать не будем.

Уровень шума

На первый взгляд может показаться, что этот параметр не очень важен, но это только кажется. Да, если генератор используется как запасной вариант и включается на 1-2 часа раз в месяц, то на этот параметр можно не обращать внимания, но если он будет использоваться значительно дольше, высокий уровень шума может стать проблемой. Кстати, бензиновые генераторы в среднем (если сравнивать устройства одинаковой мощности) издают меньше шума, чем дизельные.

Шум измеряется в децибелах и больше всего зависит от мощности, что логично. Но значение имеет и качество сборки, конструктивные особенности. Важно и место установки, если генератор стоит в дальней части участка, то уровень шума большого значения не имеет (разве что для соседей), а вот если он стоит у дома, то ситуация уже совсем другая.

Уровень шума принято измерять с расстояния семь метров, если же посмотреть на децибелы и разобрать их на конкретных примерах, то мы получаем следующую картину:

  • 15 дБ – слабый шелест листьев, практически не слышный;
  • 20-25 дБ – шепот человека;
  • 30 дБ – звук настенных часов, шепот стоящего вплотную человека (кстати, именно этот уровень считается допустимым для жилых помещений в ночное время);
  • 35 дБ – разговор, который вы слышите с расстояния;
  • 40-50 дБ – обычная речь, без криков и повышения голоса;
  • 65-70 дБ – громкие разговоры в непосредственной близости;
  • 80-90 дБ крики, мотоцикл (оборудованные глушителем), шум мощного пылесоса;
  • 110 — дБ – шум от вертолета;
  • 135 – дБ – взлетающий самолет, данный уровень считается достаточным для получения контузии.

Таким образом, допустимый порог можно признать на уровне 40-45 дБ, все что выше, уже будет раздражать. А если шум на уровне 70 дБ и выше, то генератор будет слышно даже в том случае, если он стоит в десятках метрах от дома. Однозначно советовать оптимальный уровень шума мы не можем, ведь он зависит не только от уровня децибел, но и от места установки генератора. Большое расстояние, постройки и другие препятствия могут серьезно снизить уровень шума. Но если вы планируете установить его в непосредственной близости от дома, то покупать бензиновый генератор со значением выше 45-50 дБ все же не стоит.

Передвижной генератор для дома бензиновый

Двухтактный или четырехтактный генератор

Двухтактные модели отличаются более простым устройством, но они сложнее в эксплуатации, тогда как с четырехтактными все наоборот. Если коротко, то для дома лучше выбирать четырехтактный бензиновый генератор, хотя он и стоит дороже. А теперь поговорим о разнице между двухтактными и четырехтактными подробнее и вы поймете, почему мы дали такую рекомендацию.

Двухтактные

Более простая конструкция, более низкая цена. Также отличаются тем, что при равном объеме они мощнее, чем четырехтактные. Кажется, что это оптимальный выбор для дома, но это только кажется. Двухтактный бензиновый генератор работает на смеси масла и бензина, то есть, необходимо их смешивать перед использованием и заливать в бак. Подобная смесь достаточно быстро может прийти в негодность (10-14 дней), после чего использовать ее уже нельзя. Также к их недостаткам можно отнести:

  • Более высокий расход ГСМ;
  • Они шумнее;
  • Выхлоп токсичнее;
  • Ресурс двигателя примерно в 2 раза ниже.

Таким образом, двухтактные генераторы сложнее и дороже в использовании и обслуживании, что несколько нивелирует их изначально более низкую цену. «Но если они такие плохие, почему их покупают и продают?» можете спросить вы. А причиной как раз является низкая цена. Двухтактные бензиновые генераторы предназначены для использования в качестве аварийного источника питания, а вот для постоянного использования они подходят хуже. Проще говоря, это хороший вариант для дачи, где несколько раз в год отключают электричество, но при этом желания покупать более дорогую модель у вас нет.

Четырехтактные

Четырехтактные являются противоположностью: они стоят дороже, имеют меньшую мощность при одинаковом объеме. Но при их использовании бензин и масло заливаются отдельно, а самом топливо (если оно качественное), может быть в баке очень долго. Срок службы таких бензиновых генераторов в среднем в два раза дольше, но только в случае правильного обслуживания. В частности, необходимо заменять фильтры и соблюдать другие правила эксплуатации и технического обслуживания. Выше мы писали про моточасы, а чем этот показатель выше, тем реже это придется делать.

Четырехтактные бензиновые генераторы лучше подходят для постоянного использования. В целом, на сегодняшний день они являются оптимальным выбором, двухтактные, как мы писали выше, стоит выбирать, только если генератор вам нужен как аварийный источник электропитания и при наличии желания сэкономить деньги на покупке.

Ошибки при эксплуатации генераторов

Разберем самые распространенные ошибки при эксплуатации бензиновых генераторов. На самом деле, главная ошибка – не соблюдение инструкции по эксплуатации, от чего и возникает масса проблем. Поэтому разберем самые распространенные.

Правильная установка

Во всех инструкциях прямо сказано: бензиновый генератор должен стоять на ровной поверхности, но этим зачастую пренебрегают. При наклоне возможно неправильное разбрызгивание масла, что приведет к быстрому износу двигателя и даже к его поломке. Конечно, это крайний вариант, вероятность которого чрезвычайно мала, однако этим простым правилом пренебрегать совершенно точно не стоит.

Качество топлива

Генератор требует качественного бензина, плохое топливо негативно скажется на его работе: снизиться мощность, загрязнятся фильтры, оборудование может выйти из строя. Также не рекомендуется оставлять топливо в баке на долгий срок (несколько месяцев), а в случае двухтактных генераторов, где бензин смешивается с маслом и заливается в один бак, этот срок не может быть больше двух недель. Если ожидается простой генератора, то топливо нужно сливать.

К сожалению, сегодня нет гарантий относительно качества топлива, даже если говорить об АЗС известных брендов, автомобилисты не дадут соврать. Тем не менее, стоит почитать отзывы, попробовать самостоятельно оценить качество бензина (есть довольно простые способы).

Нагрузка

Оптимальная нагрузка на генератор находится на уровне 75-80%. Высокая нагрузка нежелательна, как и низкая. И если с высокой все понятно, то о низкой стоит поговорить более подробно. Если бензиновый генератор работает на холостом ходу, то это может приводить к появлению нагара на поршнях и свечах. Именно поэтому не рекомендуется покупать устройства слишком высокой мощности. Например, если от генератора 5 кВт у вас будут работать только пара лампочек и телевизор, то это не только вредно с точки зрения срока его службы, но и сильно ударит по карману. В этом случае стоимость киловатта будет очень высока.

Ну а при работе на максимальных нагрузках узлы конструкции работают на пределе, что сокращает срок их службы. Также тут не стоит забывать о том, что некоторые электроприборы при включении требуют гораздо больше энергии, чем они потребляют в ходе обычной работы. Например, холодильники, насосы и электроинструменты (особенно если у них нет функции плавного пуска).

В целом, бензиновые генераторы являются универсальным и хорошим решением для обеспечения дома или дачи электроэнергией, как на постоянной основе, так и в случае необходимости при внеплановых отключениях. Современные бензиновые устройства обладают высоким уровнем надежности, относительно экономичны (если сравнивать их с аналогами из прошлого), а также просты в эксплуатации.

Бензиновый генератор: принцип работы, классификация, как выбрать

В некоторых ситуациях невозможно обойтись без автономного источника электроэнергии. Для частного дома или дачи наиболее приемлемый вариант хороший бензогенератор. При достаточной мощности последнего от него может быть запитан даже котел отопления. Не менее актуально наличие бензинового генератора на строительных площадках для питания сварочного инвертора или другого оборудования. Собранная нами информация поможет подобрать наиболее оптимальное устройство для этих целей.

Принцип работы и конструктивные особенности

Принцип действия бензиновых и дизельных электростанций построен на преобразовании механической энергии в электрическую. Соответственно, в конструкции таких устройств имеется ДВС (двигатель внутреннего сгорания), вращающий электромашину, вырабатывающую электричество. Об устройстве и принципе действия последней, можно найти информацию на нашем сайте. Основные узлы автономного генератора представлены на рисунке ниже.

Устройство бензогенератора

Обозначения:

  • А – Электронный блок, отвечающий за управление генератором и стабилизацию напряжения.
  • В – Генератор электроэнергии, в этом качестве используется синхронная или асинхронна электро машина.
  • С – Контрольные приборы электронного блока.
  • D – Крепежная рама, которая также играет роль защитного каркаса.
  • E – Горловина топливного бака.
  • F –Топливный бак.
  • G – двух- или четырехтактный карбюраторный или инжекторный ДВС.

О силовом приводе генераторной установки необходимо рассказать подробней.

ДВС бензогенератора

В качестве привода в таких установках могут использоваться двух и четырехтактные бензиновые двигатели. Расскажем об особенностях каждого из них.

Двухтактный бензогенератор

К числу несомненных преимуществ таких механизмов можно отнести невысокую стоимость, компактные размеры, небольшой вес и низкий уровень шума. Существенные минусы:

Переносной 2-х тактный мини генератор марки SRGE 650

  1. Малый ресурс (вдвое меньше, чем у четырехтактных моделей).
  2. Необходимость заливать моторное масло в бензин. Поскольку у такой смеси срок хранения ограничен двумя неделями, готовить ее придется непосредственно перед запуском. Помимо этого наличие масла в бензине существенно повышает токсичность выхлопа. Именно поэтому запрещен монтаж генератора в гараже или других закрытых помещениях, без системы отвода выхлопных газов. Нарушение этого требования может привести к печальным последствиям, содержащиеся в выхлопе токсичные вещества вредны для человека и животных.
  3. Топливная смесь в ДВС данного типа не сгорает полностью, что повышает ее расход.

Такие дешевые генераторы идеальный вариант автономного источника питания для отдыха на природе. Собственно, для этой цели имеет смысл не приобретать установку, а взять в аренду.

Четырехтактная установка

Основные преимущества таких установок меньший расход топлива, чем у предыдущего типа (до 30-35%) и вдвое больший ресурс. Достигается это за счет раздельной системы смазки двигателя. Но за эти преимущества придет заплатить более высокую цену по сравнению с двухтактными моделями. С другой стороны, если принимать в расчет двукратное увеличение ресурса, то переплата будет несущественной. Вес установки и ее габариты несколько ограничивают сферу применения, например, для похода и пикника она не подходит.

4-х тактный генератор Ямаха (Yamaha)

Такая станция, как показана на рисунке выше, может служить в качестве аварийного источника электроэнергии для загородного дома, дачи. Помимо этого имеется возможность подключить электроинструмента на строительной площадке, где нет подвода электричества..

Тип электромашины

В качестве генератора автономной электростанции может использоваться синхронная или асинхронная электромашина. Подробное описание конструкции и принципа действия этих установок можно найти на нашем сайте.

Станции с асинхронными электромашинами за счет простой конструкции отличаются простотой конструкции, соответственно, бесщеточные генераторы стоят значительно дешевле и обладают большим ресурсом, чем синхронные установки. Но, следует учесть, что у последних проще реализовать регулировку выходного напряжения, делается это путем управления числом оборотов. Именно поэтому синхронные генераторы более эффективны при резком изменении нагрузки. Чтобы снизить «проседание » напряжения в установках с асинхронными машинами, в их конструкции применяются системы, позволяющие кратковременно повысить мощность.

Система зажигания

Что касается системы запуска, то она бывает ручной и автоматической. В первом варианте установка включается ручным или электрическим стартером непосредственно на месте. В последнем случае имеется возможность организовать удаленный запуск после небольшой переделки (если эта функция не была предусмотрена производителем).

Во втором варианте исполнения генератор начинает работать при отключении централизованного энергоснабжения. Станции с автозапуском самый надежный вариант аварийного электроснабжения для дачи или загородного дома.

Инверторные установки

Частота трехфазной и однофазной сети переменного тока 50 Гц, этот параметр должен быть стабилизирован в генераторе, в противном случае подключенное к нему оборудование может выйти из строя. Чтобы обеспечить это условие вал электромашины должна вращаться с определенной частотой оборотов. В результате, даже при низкой нагрузке ДВС должен работать на полную мощность, что существенно снижает эффективность станции.

Проблему с бессмысленным расходом топлива можно решить путем установки специального электронного блока на выход генератора. В таком устройстве переменное напряжение, поступающее с электромашины, преобразуется в постоянный ток. После этого производится обратное преобразование, но уже с заданной частотой.

Такие инверторные установки самые экономичные, поскольку при низкой нагрузке позволяют снижать частоту оборотов ДВС, тем самым регулируя мощность электрогенератора, а, следовательно, и расход топлива. В качестве примера можно привести инверторные агрегаты Redverg, Honda, сварочный Чемпион(Champion), Eurolux, Inforce и т.д.

Генератор инверторный Honda

Классификация бензоэлектростанций

В зависимости от ресурса установок и мощности их принято разделять на бытовые, профессиональные и стационарные. Первые, как правило, рассчитаны на работу не более 3-х часов в сутки (например, Navigator SPG 2700, а также модельный ряд таких производителей, как Ergomax, Technic, Wester, Megavolt, Genctab и т.д.).

), вторые могут беспрерывно функционировать не менее 8-ми часов. Для повышения ресурса в цилиндры двигателя устанавливаются чугунные гильзы. При более восьмичасовой эксплуатации использовать бензиновые установки не целесообразно, дешевле перейти на станции с дизельным приводом.

Бытовой генератор Firman SPG3800

Бытовые аппараты ограничены мощностью 4 кВт, но встречаются и более мощные генераторы этого класса. В качестве примера можно привести Fubag bs 6600, Ultra PG 3200, Kipor KDE6500E3.

Мощность профессиональных агрегатов, как правило, не превышает 15 -16 кВт, такие станции можно встретить в модельном ряде Shtenli, Etalon, Genset, Skat, ТНГ и т.д. Пример такой установки представлен ниже.

Электростанция Robin Субару (Subaru)

Более мощные установки (до 30кВт) выпускаются в стационарном исполнении. Как правило, такие модели запускаются как автоматически, так и вручную. На электростанциях с мощностью от 30 кВт устанавливать бензиновый двигатель нерентабельно ввиду малого ресурса работы и большого расхода топлива. Именно поэтому мощные генераторы приводятся в действие дизельным двигателем.

Стационарная бензиновая электростанция Вепрь АБП 20-Т400/230 ВК-БС

Как сделать правильный выбор?

В первую очередь необходимо определиться с задачами, возложенными на установку. В зависимости от этого подбирается мощность станции. Это очень важный момент, поскольку при неправильном выборе возникнут следующие проблемы:

  • Мощность меньше необходимой ведет к перегрузке установки, что может вызвать ее остановку. Помимо этого следует учитывать, что длительное функционирование в нештатном режиме снижает ресурс станции, при этом потребляется больше топлива.
  • Сильно завышенная мощность установки ведет к нецелевому расходу бензина.

Чтобы не допустить описанные выше ситуации, следует рассчитать мощность. Делается это следующим образом:

  1. Определяемся, какие приборы будут запитаны от автономного источника.
  2. Суммируем мощность нагрузки.
  3. Добавляем 25-30% для запаса.

Несмотря на кажущуюся простоту процесса, есть важный нюанс – пусковая мощность, то есть, при включении оборудования она будет кратковременно выше номинальной. Это необходимо учитывать, в противном случае подключенное устройство может просто не заработать. Поэтому необходимо производить расчет для пусковой мощности, по следующей формуле PП = PНОМ * k,

  • PП – пусковая мощность;
  • PНОМ— номинальная;
  • k – коэффициент запаса мощности (табличная величина).

Таблица 1. Зависимость пусковой мощности от номинальной, с учетом коэффициента k.

Название прибора PНОМ (кВт) Коэффициент запаса мощности (k) PП (кВт)
Бытовые холодильники 0,70 3,50 2,45
Микроволновые печи 0,80 2,0 1,60
Стиральные машины 2,0 1,0 2,0
Ударные и безударные дрели, а также перфораторы 1,0 1,2 1,2
Углошлифовальные машинки 2,2 1,3 2,86
Насосы для скважин 1,0 3,0-5,0 5,0
Миксеры для бетона 1,0 3,5 3,5

Приведем пример расчета. Допустим, в случае аварийного отключения электросети, от автономного источника планируется запитывать холодильник и стиральную машину, в этом случае суммарная пусковая мощность будет 4,45 кВт. Добавляем, на всякий случай, запас 20%, получаем – 5,34 кВт. В этом случае можно констатировать, что мощности станций Зубр ЗЭСБ 3500 и Fubag TI 3000 будет недостаточно (3,5 кВт и 3,0 кВт). Ударник УБГ 8200 и Fubag BS 7500 также не подходят, поскольку их мощность существенно выше (8,2 кВт и 7,5 кВт, соответственно). Установка Fogo FH 5001 не отвечает требованию о необходимости 20% запаса, а вот Fubag BS 5500 идеально подходит для решения поставленной задачи.

Генератор Fubag BS 5500 со встроенным стабилизатором напряжения

Определившись с мощностью, выбираем устройство с учетом его технических характеристик. При этом необходимо учитывать, какое напряжение выдает станция, количество фаз, наличие дополнительного питания 12 В, например, чтобы иметь возможность подключить компрессор автомобиля. Такие модели можно встретить у следующих производителей: DDE, Workmaster, Sturm, Forte, Элитеч и т.д.

Следует определиться с необходимостью наличия автозапуска, если станция будет использоваться в качестве аварийного автономного источника, то такая система необходима.

Генератор Элемакс с АВР (система автоматического ввода резерва)

Для установок на строительных площадках, которые предназначены для работы со сварочным аппаратом или другим электроинструментом в такой автоматике нет необходимости. С данной задачей вполне справится такой аппарат, как Мakita EG 2850a или Фирман (Firman) FPG 7800, последний можно завести вручную и удаленно.

Если планируется установка мощного стационарного генератора для дома или дачи, имеет смысл рассмотреть вариант исполнения с водяным охлаждением, такие аппараты имеют больший ресурс.

Важно прочитать на бензогенератор описание, где указаны характеристики аппарата. Причем желательно получить информацию с паспорта устройства. Те, кто писал описание, могли сделать ошибку или сознательно завысить некоторые параметры в маркетинговых целях.

Расход топлива

Не менее важным фактором является расход бензина, например китайский Матрикс (Matrix) и Вепрь российского производства мощностью 3 кВт потребляют около 1,5 литров топлива в час. Японские изделия Hitachi и Mitsui Power ECO, а также корейской фирмы Хундай, при той же мощности в 3 киловатта потребляют около 1,2 литра бензина в час.

Следует отметить, что существуют генераторы, использующие газ в качестве топлива, такие системы стоят несколько дороже однотипных бензиновых устройств. Но если принять в учет разницу в стоимости газа и бензина, то приобретение такой станции будет оправданным.

Советы по выбору производителя от эксперта

  • Здесь все как обычно, продукция известных брендов отличается качеством, выше которого может быть только стоимость таких изделий. Если принято решение установить такой бензиновый генератор, то имеет смысл ознакомиться с рейтингом лучших производителей, где приводится топ 10 компаний. Учитывая современные реалии, не забудьте поинтересоваться у продавца о наличии сервисного центра.
  • Поскольку у бензогенератора относительно небольшой ресурс, обеспокоиться о доступности запчастей лучше заранее, потому, что от неработающей электростанции толку мало. С этой же точки зрения, имеет смысл рассмотреть модели, у которых реализована система самодиагностики, с выводом кодов ошибок на информационный дисплей.
  • Неплохо зарекомендовали себя военные отечественные модели, которые неприхотливы в работе, но отличаются «прожорливостью».
  • Бывают случаи, когда под видом брендовой продукции продаются контрафактные изделия, поэтому всегда проверяйте сертификат соответствия.

Часто задаваемые вопросы от читателей

Есть однофазный генератор бензиновый Fubag BS 6600 A ES 6 кВт. В дом заходит 3 фазы. Будет ли работать этот генератор с 3-х фазным блоком автоматики Startmaster BS 6600 D 400V для бензиновых станций BS 6600 DA ES FUBAG 838221, если на шине подключения входа генератора в блоке автоматики поставить перемычки? Удастся ли тем самым обмануть 3-х фазную автоматику, подключив к ней однофазный генератор?

Нет, однофазный бензиновый генератор Fubag BS 6600 A ES может работать с однофазным блоком автоматики Startmaster BS 6600 230V. Конструкция последнего позволяет подключить однофазный генератор к однофазной электрической системе. Блок автоматики в этом случае функционирует следующим образом:

— В автоматическом режиме осуществляет непрерывный контроль наличия напряжения в основном источнике – внешняя распределительная сеть. Если разность потенциалов присутствует, об этом будет сигнализировать контрольная лампа.

— При обнаружении отсутствия напряжения в электрической цепи, блоком автоматики Startmaster BS 6600 он подает управляющий сигнал на запуск бензинового генератора.

— В случае успешного старта бензинового генератора, загорается лампа контроля работы и указывает на подачу напряжения от независимого источника. Блок автоматики Startmaster BS 6600 осуществляет постоянный контроль наличия питающего напряжения на выходе и проверяет возобновление питания от «центральной сети».

— После восстановления напряжения питания в электрической цепи поступает управляющий импульс на отключение генератора. Который выводится из работы и отключается от электрической цепи.

Если рассмотреть этот процесс в описанном вами формате, то блок автоматики Startmaster BS 6600 D для трехфазной электрической системы не сможет проконтролировать наличие трехфазного напряжения на выходе от однофазного генератора. Поэтому он отключит Fubag BS 6600 A ES из-за несоблюдения трехфазного режима, и закорачивание выводов в этой ситуации никак не поможет.

Список использованной литературы

  • Варламов Г.Б., Вольчин И.А., Казанский С.А. «Познание и опыт — путь к современной энергетике» 2012 – 2013
  • Кашкаров А. П. «Современные био-, бензо-, и дизель-генераторы и другие полезные конструкции» 2011
  • В. Балагуров, Ф. Галтеев «Электрические генераторы с постоянными магнитами» 1988

Подробно изучаем устройство бензогенератора

Автономные генераторы зачастую бывают незаменимыми, и полный список их возможных применений будет очень длинным – от обеспечения электроэнергией пляжной вечеринки на выходных до постоянной работы у частного здания. Широкий спектр выполняемых работ породил большое количество типов автономных генераторов, отличающихся как конструктивно, так и по характеристикам. Общим же у них является принцип действия – двигатель внутреннего сгорания того или иного типа вращает вал электрогенератора, преобразуя механическую энергию в электрическую.

Наиболее очевидное разделение групп генераторов – на профессиональные и бытовые.

  • Бытовой генератор – это, как правило, переносной агрегат с бензиновым двигателем, не предназначенный для длительной работы, имеющий мощность в несколько кВА.
  • Профессиональные генераторы имеют повышенные мощность и время беспрерывной работы, а для большей топливной экономичности и увеличения ресурса на них, как правило, устанавливаются дизельные двигатели. При этом, если бытовые электрогенераторы вырабатывают однофазный ток напряжением 220 В, то профессиональные генераторы в подавляющем большинстве трехфазные, рассчитанные на 380 В выходного напряжения. Большие габариты и масса заставляют либо размещать мощные генераторы на колесном шасси, либо делать их стационарными.

Итак, в этой классификации мы уже обнаружили ряд конструктивных различий. Рассмотрим их по порядку.

Двигатель

устройство бензогенератора

Как известно, бензиновый двигатель может работать как по двухтактному циклу, так и по четырехтактному. При этом низкая экономичность и ограниченный ресурс делает двухтактные двигатели не самым лучшим выбором для привода электрогенератора, хотя они и проще в конструкции, а значит – дешевле и легче.

Четырехтактный же двигатель, хотя он сложнее и дороже, расходует значительно меньше топлива и способен проработать гораздо больше. Поэтому генераторы мощностью до 10 кВА, как правило, оснащаются двигателями именно такого типа.

Бензиновые двигатели электрогенераторов – это в основном одноцилиндровые агрегаты с принудительным воздушным охлаждением, приготовление горючей смеси осуществляется при помощи карбюратора. Для запуска их применяется либо тросовый стартер, либо в конструкцию дополнительно включается электрозапуск (тогда, помимо аккумулятора, такие генераторы имеют и 12 В выход: от этой цепи заряжается аккумулятор и к ней же могут подключаться потребители, рассчитанные на низковольтное питание). Наиболее распространены моторы с чугунной гильзой и верхнеклапанным газораспределительным механизмом – как правило, это моторы Honda GX и их китайские копии.

Двигатели бытовых бензогенераторов не предназначены для длительной беспрерывной эксплуатации. Превышение времени работы, указанного в инструкции по эксплуатации (как правило, не более 5-7 часов), сократит ресурс мотора.

Однако же, даже самые совершенные бензиновые двигатели имеют ограниченный ресурс: при должном уходе они проработают 3-4 тысячи моточасов. Много это или мало? При эпизодическом использовании на выезде, например, для подключения электроинструмента – это достаточно большой ресурс, а вот постоянно запитывать частный дом от бензогенератора значит ежегодно перебирать его двигатель.

Значительно больший ресурс имеют дизельные силовые агрегаты, кроме того, они выгоднее при длительной эксплуатации за счет большей экономичности. По этой причине все мощные генераторные установки, как переносные, так и стационарные, используют дизельные моторы.

Для таких агрегатов ряд недостатков дизельных моторов по сравнению с бензиновыми (дороговизна, больший вес и шумность) не являются принципиальными, определенное неудобство есть лишь при запуске дизельных моторов в холодное время.

При эксплуатации дизельного генератора нужно учитывать, что длительная работа на холостом ходу без нагрузки для них вредна: нарушается полнота сгорания топлива, что приводит к повышенному образованию сажи, забивающей выпуск, и разжижению моторного масла просачивающимся через поршневые кольца дизельным топливом. Поэтому в список регламентных работ для дизельных электростанций обязательно включается периодический вывод их на полную мощность.

Кроме того, существуют и генераторы, работающие на природном газу. Конструктивно они ничем не отличаются от бензиновых, кроме системы питания: вместо карбюратора они оснащены редуктором для регулирования давления газа и калиброванной форсункой, подающей газ во впускной коллектор. При этом такие генераторы в качестве источника топлива могут использовать не только баллон со сжиженным газом, но и газовую сеть – в этом случае расходы на топливо становятся минимальными. Недостатком подобных генераторов является низкая мобильность (газовый баллон габаритнее и тяжелее бензобака, который, к тому же, можно дозаправлять прямо на месте), а также повышенная пожароопасность, особенно при неграмотной эксплуатации. Однако в качестве источника резервного питания в доме, подключенном к газовой магистрали, это неплохой вариант: нет необходимости заботиться о поддержании уровня и качества топлива в бензобаке, а ресурс двигателя при работе на газу выше, чем при работе на бензине.

Читайте так же: Какой бензиновый генератор лучше выбрать?

устройство бензогенератора

Электрогенератор

Электрогенератор

Это основной узел бензогенератора, определяющий его характеристики и область применения. Принцип его действия заключается в возбуждении тока в неподвижной обмотке статора переменным магнитным полем, создаваемым вращающейся обмоткой (ротором) в генераторах синхронного типа или постоянным магнитом в асинхронных генераторах. При этом количество обмоток статора определяет количество фаз на выходе:

  • Однофазные генераторы имеют одну силовую обмотку, такая схема распространена в бытовых генераторах небольшой и средней мощности;
  • Трехфазные генераторы имеют три силовые обмотки и могут запитывать как нагрузку, рассчитанную на трехфазное питание напряжением 380 вольт, так и однофазные потребители (в этом случае с такой схемой их необходимо распределить по трем группам равной мощности).

Мощность же генератора тесно связана и с количеством фаз, и с его общей конструкцией:

  • Маломощные генераторы (до 2 кВА) – это легкие бензиновые агрегаты, не предназначенные для профессионального применения. Типичное их применение – обеспечение энергией уличных торговых точек;
  • Генераторы средней мощности (до 6,5 кВА) – это техника, относящаяся к полупрофессиональному и профессиональному классам, но при этом достаточно компактная. Используются также бензиновые моторы. Подобный генератор сможет питать гаражную мастерскую или небольшой дом;
  • Среди агрегатов высокой мощности (до 15 кВА) можно встретить как бензиновые, так и дизельные, часто имеющие более одного цилиндра. Высокая мощность делает нецелесообразным использование однофазной схемы, поэтому такие генераторы часто имеют трехфазный выход 380 В, а более мощные генераторные установки выпускаются исключительно трехфазными.

Кроме высоковольтной обмотки, многие генераторы оснащаются дополнительной, которая через выпрямитель питает потребители, рассчитанные на 12 В постоянного тока: безопасные переноски, автомобильные компрессоры и так далее.

Тип возбуждения генератора зависит от его мощности и области применения. Асинхронные генераторы значительно проще и дешевле синхронных за счет отсутствия обмотки возбуждения и щеточного узла, а их ресурс выше. С другой стороны, синхронные генераторы изменением тока обмотки позволяют легко и точно регулировать выходное напряжение, а также значительно лучше работают при резких изменениях нагрузки, особенно имеющей высокую индуктивность – например, при подключении мощного электродвигателя величина и длительность просадки напряжения будут выше у асинхронного генератора. По этой причине бензогенераторы, выполненные по асинхронной схеме, часто снабжаются специальной системой пускового усиления, кратковременно повышающей отдаваемую генератором мощность.

Принцип работы асинхронного генератора показан на видео

Есть и еще один важный параметр переменного тока, о котором нельзя забывать – это его частота. И если для ряда потребителей наподобие ламп накаливания она не имеет большого значения, то для блоков питания электронных устройств отклонение частоты питающего напряжения от номинальной чревато не только нарушением их работы, но и повреждением.

Частота тока, выдаваемого генератором, определяется двумя параметрами: частотой вращения ротора и количеством полюсов на нем. Таким образом, двухполюсный ротор для создания тока с частотой 50 Гц должен вращаться с частотой 3000 об/мин, а четырехполюсный – 1500 об/мин. Поддержание заданных оборотов обеспечивается механическим регулятором, управляющим дроссельной заслонкой карбюратора на бензогенераторах или топливным насосом высокого давления – на дизельных. Такой механизм прост и достаточно эффективен при постоянной нагрузке, в то время как при резком изменении потребляемого тока частота меняется на короткий промежуток времени. Кроме того, необходимость поддержания постоянной частоты вынуждает двигатель генератора постоянно работать на одних и тех же оборотах максимальной мощности, хотя при низком энергопотреблении двигатель мог бы обеспечить электропитание и на меньших оборотах – отсюда снижение ресурса мотора и повышенный расход топлива.

Читайте так же: Обзор бензиновых генераторов с автозапуском

Этих недостатков удалось избежать с появлением в широком доступе мощной коммутирующей электроники, позволившей создать инверторные генераторы. Принцип действия силового инвертора прост: переменный ток, выработанный генератором, выпрямляется, после чего преобразуется электронным блоком вновь в переменный, но уже строго заданной частоты. Это делает частоту выходного напряжения абсолютно не зависящей от частоты вращения ротора генератора, а следовательно – позволяет двигателю изменять обороты в зависимости от нагрузки, сберегая ресурс и топливо.

Дешевые инверторы, как правило, могут выдавать напряжение, по форме далекое от идеальной синусоиды. Подключение мощной индуктивной нагрузки к такому инвертору приведет к перегреву и возможному повреждению силового каскада инвертора!

Есть у инверторных генераторов и определенные минусы: за счет наличия электронного блока они дороже, чем обычные бензогенераторы, а также теоретически менее надежны. Кроме того, возможности силовой электроники не безграничны, и максимальная мощность инверторных генераторов сейчас не превышает 7 кВА.

На видео показано устройство бензогенератора на примере модели марки Зубр

Выбор генератора

Электрогенератор

При выборе генератора нужно начать с определения необходимой мощности. Этот вопрос не так прост, как кажется, поскольку потребители в цепях переменного тока имеют как активное (омическое) сопротивление, так и реактивное (емкостное и индуктивное), а также зачастую до выхода на рабочий режим имеют энергопотребление значительно больше номинального.

Простейший пример: нам нужен переносной генератор, от которого мы запитаем перфоратор мощностью 800 Вт. Его электродвигатель имеет значительную индуктивную составляющую сопротивления, которая при расчете энергопотребления описывается так называемым коэффициентом мощности, обозначаемым как cosφ. Если для нагрузки, не обладающей реактивным сопротивлением, он равен единице, то с ростом емкости либо индуктивности нагрузки растет. Кроме того, нельзя забывать и то, что сам генератор имеет значительную индуктивность.

Именно из-за индуктивного сопротивления обмоток генератора его мощность обозначается не в ваттах, а в вольт-амперах при заданном коэффициенте мощности: например, бензогенератор мощностью 5 кВА при собственном cosφ=0,8 реально имеет максимальную мощность 4 кВт.

Таким образом, при необходимости запитать 800-ваттный электродвигатель с собственным cosφ=0,5 нам потребуется генератор, способный длительно отдавать мощность 1600 Вт, то есть его пиковая мощность, обозначаемая в характеристиках, должна быть в полтора-два раза больше. С учетом же потерь в самом генераторе для нашего перфоратора придется приобрести бензогенератор на 4 кВА.

В то же время, если нам нужно будет запитать от этого же генератора освещение и электрообогреватель (потребители, не имеющие реактивного сопротивления), их суммарная мощность сможет быть в два раза больше при той же нагрузке на сам генератор.

Далее определимся со временем работы генератора. Как уже говорилось, для длительной работы предпочтительнее дизельный силовой агрегат – поэтому рассматривая агрегат для постоянного обеспечения энергией здания (частного дома или небольшого цеха), стоит рассмотреть этот вариант, особенно с учетом вышеописанного расчета требуемой мощности генератора – бензиновый агрегат окажется слишком прожорливым. Поскольку постоянный контроль над длительно работающим генератором осуществлять будет невозможно, он обязательно должен оснащаться защитным устройством, глушащим двигатель при падении уровня моторного масла либо его давления.

Читайте так же: Узнаем, какой генератор лучше, бензиновый или дизельный

В ряде случаев (необходимость частой транспортировки, особенно ручной) меньшая масса бензогенератора может оказаться более важным фактором, чем экономичность дизельного. Также бензиновый агрегат является более предпочтительным вариантом для кратковременной эксплуатации – в этом случае экономичность и ресурс играют значительно меньшую роль, чем цена самой установки.

Для аварийного снабжения дома электроэнергией стоит рассмотреть вариант подключения к газовой сети генератора, рассчитанного на использование природного газа.

Запуск

Переносной генератор

Переносной генератор необходимо разместить на ровной сухой поверхности, а в случае работы на открытом пространстве – защитить его от попадания осадков. Поскольку одноцилиндровые двигатели, применяемые в бензогенервторах, отличаются высоким уровнем вибраций, нельзя располагать на генераторе посторонние предметы, а особенно – емкости с топливом, во избежание их падения.

Перед запуском необходимо удостовериться в достаточном уровне моторного масла и при необходимости долить его, после чего двигатель генератора можно запускать.

Подключать нагрузку к генератору можно только после того, как двигатель будет запущен. Не запускайте генератор, если к нему подключены электроприборы.

Для запуска бензинового мотора служит специальная воздушная заслонка, в закрытом положении обогащающая топливную смесь. При первом запуске двигателя, особенно в холодную погоду, ее необходимо закрыть тем больше, чем ниже температура воздуха, а по мере прогрева двигателя плавно открыть. Прогретый двигатель должен запускаться без прикрытия заслонки, в противном случае стоит обратить внимание на регулировки карбюратора. Запуск в зависимости от конструкции двигателя осуществляется либо тросовым стартером (плавно вытяните его до ощущения сопротивления, после чего резко увеличьте усилие), либо электрическим (для запуска нажмите и удерживайте пусковую кнопку).

Запуск дизельного мотора отличается только тем, что нет необходимости использовать воздушную заслонку, но вместо этого нужно приоткрывать декомпрессор – устройство, снижающее давление в камере сгорания для облегчения проворота коленчатого вала при запуске. Кроме того, запуск дизельного мотора может сильно затруднить завоздушенная топливная система (первый запуск нового генератора или если до этого бак был выработан насухо). В таком случае придется прокачать топливную систему (порядок прокачки отличается для разных двигателей и описывается в руководстве по эксплуатации).

Дав поработать генератору некоторое время (в теплое время года бензиновый двигатель прогреется достаточно быстро, не более минуты), можно подключать нагрузку, убедившись, что индикаторы работоспособности или указатель напряжения генераторной установки указывают на ее полную работоспособность.

Техническое обслуживание

ТО генератора

Своевременное обслуживание генераторной установки заметно сказывается на ее ресурсе. Наиболее частого внимания требует двигатель, как ее наиболее сложный узел. Согласно заданной производителем периодичности, указываемой в часах работы, необходимо заменять моторное масло и обслуживать воздушный фильтр. На мощных генераторах, оснащенных более сложными двигателями, также меняются масляный и топливный фильтры. Бензиновые двигатели (газовые – гораздо реже) требуют замены свечей зажигания.

Если генератор используется эпизодически, не стоит хранить его заправленным – окисляющееся и разлагающееся со временем может привести к засорению отложениями карбюратора на беногенераторах и выпадению парафина на дизельных моторах, способному полностью перекрыть поступление топлива. Также старое топливо затруднит запуск.

Непосредственно генератор – узел практически вечный, лишь время от времени необходимо очищать щеточный узел синхронного генератора от пыли и менять сами щетки, а иногда – несущие подшипники ротора.