График напряжения на аккумуляторе

Аккумулятор в зимнее и летнее время

Аккумулятор в зимнее и летнее время

По напряжению аккумулятора можно судить о степени заряда аккумулятора, поэтому необходимо научиться правильно определять это значение на клеммах блока питания.

Аккумулятор в зимнее и летнее время

В этой статье будут описаны основные способы измерения этого параметра мультиметром, а также будут приведены эталонные значения напряжения для аккумуляторов различной конструкции.

Напряжение аккумулятора под нагрузкой

Напряжение аккумулятора под нагрузкой будет ниже, чем в состоянии покоя. По этому показателю также можно судить о состоянии батареи.

Если после подключения зарядного штекера контрольный прибор показывает менее 9 В, значит аккумулятор разряжен и нуждается в зарядке. Если после повторения процедуры ситуация не изменится, аккумулятор нужно будет заменить на новый в ближайшее время.

Аккумулятор в зимнее и летнее время

Если нет возможности использовать зарядную вилку для проверки аккумулятора под нагрузкой, можно воспользоваться цифровым мультиметром и включить стартер в качестве нагрузки.

Если при включении стартера напряжение в бортовой сети падает ниже 9 В, в этом случае также необходимо будет зарядить аккумулятор зарядным устройством. Также стоит проверить исправность элементов электропроводки и потребителей электроэнергии.

Если утечки электричества в системе нет, а при полностью заряженном аккумуляторе снова будет наблюдаться чрезмерное падение напряжения, то аккумулятор следует заменить.

Если к аккумулятору не подключать мощные потребители электроэнергии, то напряжение при малой нагрузке сильно не изменится.

Напряжение аккумулятора без нагрузки

Напряжение аккумулятора, к которому не подключены потребители электроэнергии, составляет от 12,6 до 12,8 В. Если напряжение в состоянии покоя ниже этого показателя, это свидетельствует о разряде аккумулятора или наличии короткого замыкания в некоторых банках.

Работа аккумулятора с низким уровнем заряда обязательно приведет к образованию сульфата свинца на пластинах, что приведет к значительному снижению емкости устройства.

Для точного измерения напряжения батареи без нагрузки обязательно отсоедините клеммы кабеля батареи непосредственно перед подключением измерительного устройства.

Аккумулятор в зимнее и летнее время

Напряжение заряженного аккумулятора

Если батарея полностью заряжена, значение напряжения будет зависеть от модели батареи. Если используется обычная сурьмяная батарея, минимальное значение этого показателя должно быть 12,6 В.

Для кальциевого аккумулятора этот показатель может быть несколько выше, а на клеммах гелевого аккумулятора этот параметр не должен опускаться ниже 13 В. При отклонении этого показателя от нормы аккумулятор необходимо зарядить током, равным 10 % от емкости аккумулятора.

Если измерять напряжение аккумуляторной батареи при работающем двигателе, показания будут намного выше. При исправном аккумуляторе и реле-регуляторе напряжение на клеммах может достигать максимального значения 14 В.

Нормальное напряжение аккумулятора

Нормальное напряжение аккумулятора – это показатель, указанный в документации на блок питания. Если при покупке нового аккумулятора его не удастся зарядить до значения, указанного в инструкции, то такая неисправность будет гарантийным случаем.

Если в автомобиле исправны реле-регулятор и генератор, аккумулятор при эксплуатации автомобиля будет автоматически заряжаться до нормального уровня. Желательно на протяжении всего периода эксплуатации стремиться использовать аккумулятор только при наличии нормального напряжения на клеммах.

При значительных отклонениях от этого параметра в зимнее время года электролит в разряженном аккумуляторе может полностью замерзнуть, а летом интенсивнее будут разрушаться свинцовые пластины.

Напряжение разряженного аккумулятора

Если напряжение аккумулятора ниже 11,6 В, аккумулятор считается полностью разряженным. В этом случае работа блока питания невозможна, а для восстановления его работоспособности придется использовать зарядное устройство с питанием от сети 220 В.

Практически все свинцовые аккумуляторы чувствительны к глубокому разряду. Кислотно-кальциевые аккумуляторы могут потерять значительную часть своей емкости даже после однократного глубокого разряда. Устройство с сурьмой имеет большой допуск. Гелевые и AGM аккумуляторы наиболее устойчивы к глубокому разряду.

Напряжение аккумулятора зимой

Зимой постоянный недозаряд аккумулятора может привести к значительному снижению плотности электролита, в результате чего жидкость внутри банок может замерзнуть. Замерзание электролита во многих случаях приводит к полной неработоспособности блока питания. Чтобы этого не произошло зимой, на клеммах должно быть не менее 12,5В.

Если используется ремонтопригодная модель аккумулятора, уровень заряда аккумулятора можно контролировать без использования вольтметра. Достаточно регулярно проводить замеры плотности электролита, которая для полностью заряженного аккумулятора должна быть около 1,28 г/см3.

Аккумулятор в зимнее и летнее время

Зависимость напряжения от плотности электролита

Уровень заряда аккумулятора напрямую зависит от плотности электролита. Если батарея исправна, то уровень заряда можно достаточно точно измерить без использования тестера.

С помощью ареометра измеряют плотность, отбирая небольшое количество электролита из каждой банки, находящейся в приборе. Максимальная плотность смеси серной кислоты и воды в полностью заряженном аккумуляторе составляет 1,3 г/см3.

Этот показатель необходимо соблюдать, если машина используется в холодном состоянии. Летом может работать от батареек плотностью 1,26 г/см3 и выше. Если плотность электролита находится в этих пределах, то напряжение на клеммах будет примерно 12,7 В. При падении плотности также происходит пропорциональное уменьшение разности потенциалов на клеммах аккумулятора.

Этот показатель может снижаться, особенно если в корпусе батареи есть протечки, через которые будет вытекать часть электролита. Восстановить уровень электролита можно будет путем добавления дистиллированной воды.

Аккумулятор в зимнее и летнее время

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром

Измерить рабочее напряжение на клеммах аккумулятора можно с помощью вольтметра, что является одной из функций мультиметра.

Аккумулятор является источником постоянного тока, поэтому перед началом измерительных работ необходимо поставить прибор в положение «DC». Предел напряжения также должен быть установлен на 20 В, чтобы можно было проводить более точные измерения.

После надлежащей подготовки измерительного устройства просто подключите черный щуп к минусу, а красный щуп к плюсу батареи, и устройство отобразит напряжение постоянного тока. Если датчики смешаны, значение будет отрицательным.

Напряжение на аккумуляторной батарее автомобиля: общие сведения и рекомендации по контролю за нормой

Напряжение на аккумуляторной батарее автомобиля: общие сведения и рекомендации по контролю

Аккумуляторная батарея (аккумулятор) — одно из важнейших устройств в автомобиле. Она подает электроток на стартер при запуске двигателя и обеспечивает работу бортовой электрической сети транспортного средства при отключенном двигателе. Выполнение этих функций зависит от ее состояния, которое определяется напряжением, выдаваемым током и емкостью батареи.

Контроль величины напряжения на батарее позволяет принять решение о необходимости ее зарядки или замены. Таким образом, автомобилисту важно знать нормы напряжения на аккумуляторе, уметь его определить и оценить степень заряда. Знать причины, вызывающие быстрый разряд аккумулятора, а также особенности сезонного ухода.

Нормальные значения основных характеристик аккумулятора

Основным свойством аккумуляторной батареи автомобиля (АКБ), определяющим возможность ее работы, является степень заряда или, как говорят, заряд аккумулятора. От него зависит напряжение, создаваемое на аккумуляторе транспортного средства.

Чтобы оценить состояние АКБ и своевременно выявить неполадки в работе, следует понимать, какое напряжение должно быть на аккумуляторе автомобиля.

Нормальное напряжение аккумулятора оценивается показателями:

  1. Номинальное — это величина, указанная в технической документации (паспорте или инструкции):
  • легковые автомобили с бензиновыми двигателями и мотоциклы – 12 В;
  • малотоннажные грузовые автомобили и легковые автомобили на дизтопливе – 12 В;
  • крупнотоннажные грузовые автомобили, автобусы, военная техника, работающие на дизельных двигателях – 24 В.
  1. Фактическое – величина, отличающаяся в реальных условиях от номинального. Диапазон колебаний составляет 12,4 — 12,8 В. Эти значения соответствуют состоянию без нагрузки при неработающем двигателе.
  2. Напряжение под нагрузкой – показатель, характеризующий работоспособность батареи. Для исправного аккумулятора эта величина составляет 10,3 – 10,7 В.

Совет! Для своевременной зарядки батареи измерения следует проводить не реже 1 раза в 1-2 месяца.

Чтобы не пропустить момент, когда требуется зарядить аккумулятор, надо измерить напряжение на батарее автомобиля. Затем, пользуясь специальной таблицей, определить степень его заряда.

Определение степени заряда АКБ

Если напряжение на автомобильном аккумуляторе 12,5 — 12,66 В, что соответствует степени заряда 82 — 100 %, то батарея заряжена полностью, подзарядка не требуется.

Важно! Фактическая величина в 12В свидетельствует о низком уровне заряда. АКБ рекомендуется зарядить.

Возможны отклонения напряжения у автомобильного аккумулятора от нормы:

  • Понижение менее 11 В считается критическим и означает глубокий разряд батареи, особенно опасный для необслуживаемых АКБ. Два-три глубоких разряда аккумулятора с высокой вероятностью выводят его из строя.
  • Повышение до 13 — 13,2 В наблюдается когда замеры проводятся сразу после зарядки батареи. Поэтому, чтобы получить неискаженные данные, надо выждать минимум полчаса после зарядки.

Порядок определения напряжения на аккумуляторе автомобиля

Как следует из таблицы, информативными данными, позволяющими автомобилисту оценить уровень заряда аккумулятора, являются величины напряжения с нагрузкой и без нагрузки. Рассмотрим методы их измерения.

Измерение напряжения без нагрузки

Чтобы проверить вольтаж можно воспользоваться:

  • вольтметром;
  • мультиметром.

На рисунке 1 приведено устройство мультиметра.

Мультиметр

С его помощью измерения следует проводить в такой последовательности:

  1. Подсоединить провода-щупы к соответствующим разъемам мультиметра.
  2. Переключателем перевести мультиметр в режим измерения постоянного напряжения.
  3. Приложить щупы мультиметра к клеммам АКБ. При несоблюдении полярности на дисплей будет выведено значение со знаком «-», что не оказывает влияния на результат измерений.
  4. Снять показания с дисплея прибора.
  5. С помощью таблицы по полученным данным определить уровень заряда батареи.

Совет! Измерение без нагрузки, т.е. при отключенных потребителях, необходимо проводить при комнатной температуре не менее чем через 6 часов после отключения двигателя.

Измерение напряжения с нагрузкой

Измерения проводятся с помощью нагрузочной, иногда говорят разгрузочной, вилки. Она позволяет оценить рабочее напряжение аккумулятора в замкнутой цепи, соответствующее пуску двигателя автомобиля. Устройство этого прибора показано на рисунке 2.

Нагрузочная вилка

Измерения проводятся следующим образом:

  1. Зарядить на 100% АКБ.
  2. Подключить щупы вилки к клеммам батареи.
  3. Подать нагрузку на 5 секунд.
  4. Снять показания дисплея.

По истечении 5 секунд у исправной АКБ показатели должны восстановиться минимум до 12,4 В.

Важно! Значение напряжения под нагрузкой ниже 9 В у полностью заряженного аккумулятора свидетельствует о сильной потере емкости или его неисправности.

Измерение напряжения с помощью ареометра

Это косвенный метод определения вольтажа. Он редко применяется и менее удобный, чем метод измерения с помощью мультиметра.

Ареометром определяется плотность аккумуляторной жидкости. Потом, по таблице устанавливаются соответствующие ей величины. Например, если плотность электролита 1,27 г/см 3 , а напряжение на аккумуляторе 12,66 В, то степень заряда 100 % и, следовательно, его подзарядка не требуется.

Совет! По плотности электролита в АКБ можно сделать вывод об эффективности зарядки. У недостаточно заряженного аккумулятора плотность жидкости ниже 1,27 г/см 3 .

Анализ причин разряжения аккумуляторной батареи

При регулярном использовании транспортного средства, профилактических осмотрах АКБ и проверках работоспособности генератора специальная зарядка аккумулятора не требуется. Заряжать автомобильный аккумулятор приходится при неправильной эксплуатации, в случае полной его разрядки (например, при не выключенных электроприборах) или сезонном обслуживании.

Заряженный аккумулятор может быстро терять заряд. Причины такой ситуации следующие:

  • Аккумулятор отработал свой ресурс и нуждается в замене.
  • Вышел из строя генератор, заряжающий АКБ при эксплуатации автомобиля.
  • Утечка тока в электросети автомобиля.
  • Неисправность потребителей электроэнергии (магнитола, сигнализация, электроусилитель руля, световые и информационные приборы, и т.д.).

Для решения проблемы быстрого разряжения аккумулятора требуется выявить и устранить неполадку, проведя технический осмотр автомобиля.

Сезонное падение напряжение в аккумуляторе автомобиля

Зимой при резком похолодании автомобиль не заводится — ситуация, знакомая многим автомобилистам. Одна из причин – замерзание электролита в банках батареи.

Ошибочно считать, что плотность электролита снижается при понижении температуры воздуха. При похолодании замедляются электрохимические реакции в секциях батареи. Как видно из таблицы, существует взаимосвязь между степенью заряда АКБ, плотностью электролита и температурой его замерзания, что также можно проиллюстрировать графиком (рисунок 3).

График зависимости температуры замерзания электролита от плотности и степени заряда АКБ

У полностью заряженной батареи температура замерзания жидкости -60 градусов. Такая температура зимой в средней полосе является редкостью. Поэтому, при достаточном заряде, даже в сильный мороз, АКБ не замерзнет.

В случае разряженной батареи, при снижении плотности электролита, похолодание даже до -7 градусов может стать причиной его замерзания.

Контроль и поддержание нормы заряда аккумулятора в являются обязательными процедурами сезонного обслуживания.

Совет! Рекомендуется в зимнее время подзаряжать АКБ не менее одного раза в месяц.

Таким образом, одним из факторов обеспечения надежной и бесперебойной работы транспортного средства, в том числе в зимнее время, является контроль напряжения на аккумуляторе автомобиля. Своевременное выявление отклонения напряжения от нормы, позволит вовремя зарядить аккумулятор и избежать проблем с пуском двигателя и работой автомобиля в целом.

Вам также может быть интересно

Замена электролита в аккумуляторе

Аккумулятор – расходная часть автомобиля, источник электроэнергии, которая необходима для пуска двигателя и для

Нагрузочная вилка для проверки аккумулятора своими руками

Проверочный аппарат, представленный в виде нагрузочной вилки, она является одним из важных приборов, применяемых

Как хранить аккумулятор автомобиля

Срок службы аккумуляторной батареи напрямую зависит от условий ее эксплуатации. Важно обеспечить хранение АКБ

Как определить степень заряда по напряжению

Из-за разряженной батареи автомобиль может не завестись в нужный момент. Поэтому автолюбитель должен уметь определять степень заряженности аккумулятора . Самый простой способ – измерить разность потенциалов на клеммах. Для этого нужны вольтметр и таблица заряда аккумулятора автомобиля по напряжению. Можно также оценить количество запасенной энергии по плотности электролита, но этот метод подходит не для всех батарей.

Таблица для определения степени заряда автомобильного АКБ по напряжению

Определить степень разряженности автомобильного аккумулятора можно по таблице заряда аккумулятора . Для этого нужно измерить разность потенциалов на клеммах и посмотреть уровень заряда в процентах по приведенной ниже таблице.

Таблица заряда аккумулятора

Определяем по плотности электролита

В состав электролита входит серная кислота и дистиллированная вода. Чистая серная кислота растворяет металлы. Поэтому, чтобы она не смогла повредить свинцовым пластинкам, ее разбавляют водой. Но если воды будет слишком много, протекание химических реакций затруднится.

Так как плотность воды и кислоты разные, то по плотности можно оценить соотношение компонентов в электролите. Если она выше нормы, значит, кислоты больше чем требуется. Соответственно, разложение свинцовых пластин идет быстрее. Оптимальной считается плотность 1,27 г/мл.

Плотность электролита зависит от температуры. Чем ниже температура, тем ниже плотность.

Таблица зависимости от температуры

Автомобиль не будет постоянно эксплуатироваться в идеальных условиях. Он может использоваться для поездок на короткие дистанции. При этом двигатель часто запускается, а восстановить заряд не успевает. В таком случае будет идти ускоренная сульфатация свинцовых пластин, в результате чего плотность электролита снизится.

Если постоянно ездить на машине на большие расстояния, может произойти перезаряд аккумулятора. В результате этого электролит закипит, концентрация воды в нем уменьшится, а плотность увеличится.

В каждом из этих случаев напряжение на АКБ не будет соответствовать уровню заряда батареи. Поэтому, чтобы полностью контролировать состояние батареи, нужно регулярно измерять плотность электролита по методике в этой статье.

Как измерить напряжение на батарее

Проще всего определить степень заряда аккумулятора по напряжению. Однако при этом нужно придерживаться правил:

Таблица степени заряда типов АКБ

  • проводить измерения можно через 4-5 часов после заряда, чтобы параметры успел и стабилизироваться;
  • АКБ должен быть отключен от нагрузки;
  • Если все условия выполнены нужно выставить на приборе необходимый предел измерения и подключить его к клеммам батареи.

О том, как пользоваться мультиметром и проверить с его помощью аккумулятор, можно почитать здесь.

До какого напряжения нужно заряжать аккумулятор и как правильно это делать

Сначала разберемся как правильно заряжать аккумулятор. Существует два способа:

  • постоянным током;
  • постоянным напряжением.

Зарядка постоянным током включает в себя три этапа:

  1. Сначала нужно установить величину тока. Она должна равняться 10% от емкости батареи. Например, для АКБ емкостью 80 Ач нужно, чтобы зарядный ток был равен 8 А. Разность потенциалов на клеммах начнет постепенно увеличиваться.
  2. Когда разность потенциалов достигнет уровня 14,4 В, начнется процесс электролиза воды. В результате этого вода разлагается на кислород и водород и электролит «закипает». Чтобы его замедлить, нужно уменьшить зарядный ток в 3 раза. Если он у нас был 8 А, то нужно снизить его до 3 А.
  3. Когда на клеммах напряжение станет равным 15 В, нужно еще раз уменьшить зарядный ток в два раза. В нашем случае он должен стать равным 1,5 А. На этом этапе нужно проверять показания приборов не реже 1 раза в 2 часа. Когда разность потенциалов и ток стабилизируются, то есть текущие показания мультиметра будут идентичны измеренным на один или два часа раньше, аккумулятор можно считать заряженным.

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Недостатком этого метода зарядки является необходимость постоянно контролировать параметры зарядки.

Как определить степень заряда по напряжению

Процесс зарядки постоянным напряжением заключается в поддержании постоянно й разности потенциалов на выводах аккумулятора. Данную схему удобно использовать при использовании зарядки которая оснащена автоматической системой регулировки параметров зарядки.

По мере зарядки ток снижается. Когда он уменьшится до величины 0,2 А, АКБ будет считаться заряженным. При этом следует также обращать внимание на зарядный ток – он должен быть на уровне 10% от емкости. Если он больше 20%, то нужно временно уменьшить напряжение на батарее. Иначе она может выйти из строя.

При восстановлении АКБ после глубоко го разряда ток не должен быть выше 5% от емкости. При этом начальн ая разность потенциалов обычно находится в диапазоне от 12 до 13 В.

При использовании данного способа пополнения энергии время заряда зависит от величины напряжения:

  • если заряжать постоянным напряжением 14,4 В, то через 24 часа уровень энергии будет равен 80%;
  • если установить показания вольтметра на уровне 15 В, то через 24 часа уровень заряда достигнет величины 90%;
  • используя напряжение величиной 16 В можно зарядить батарею за сутки.

Важно! Заряжать аккумулятор напряжением более 15,6 В небезопасно. А при глубокой разрядке на восстановление может потребоваться несколько суток.

Как определить степень заряда по напряжению

Как определить степень заряда по напряжению

После зарядки желательно определить уровень запасенной энергии. Для начала измерим разность потенциалов на клеммах. У полностью заряженной батареи оно должно быть равно 12,7 В. Если используется нестандартный АКБ разность потенциалов может достигать от 13 до 13,3 В.

Чтобы полнее оценить состояние батареи рекомендуется провести тестирование под нагрузкой. Для этого нам потребуется лампочка мощностью 40 Вт. Подключаем лампочку к выводам аккумулятора и измеряем разность потенциалов. Напряжение должно просесть на небольшую величину. Если оно уменьшится больше, чем на 0,5 В при незначительной нагрузке, то такой АКБ скоро выйдет из строя и его необходимо менять.

Для тестирования можно также воспользоваться нагрузочной вилкой. Здесь батарея нагружается большим током. Чтобы оценить состояние АКБ, нужно воспользоваться следующей таблицей.

Как определить степень заряда по напряжению

Рекомендуется также проверить напряжение на аккумуляторе при запущенном двигателе. Для этого нужно запустить двигатель и дать ему поработать в течение 15 минут. Обычно в этом случае показания приборов находятся в диапазоне от 13,5 до 14 В. Если они ниже (от 13 до 13,4 В), то батарея заряжена не полностью. Тогда энергия, получаемая от генератора, расходуется на зарядку батареи.

На втором этапе включаем имеющиеся электроприборы: отопительную систему, дальний свет, аудиоустройства и другие. В результате разность потенциалов должн а просесть не более чем на 0,2 … 0,3 В. При большем падении нужно проверить генератор и реле.

О том, какое напряжение должно быть на заряженном АКБ написано здесь.

Если аккумулятор относится к категории обслуживаемых, то желательно также измерить плотность электролита. Она должна быть равна 1,27 г/см 3 .

Спасибо, помогло! 28

Что такое полярность аккумулятора автомобиля и как её определить

Как правильно обслуживать аккумулятор автомобиля своими руками

Как определить емкость аккумулятора 18650

Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы на 12 вольт

Нет зарядки аккумулятора ВАЗ 2110 инжектор: причины и способы их устранения