Как измерить напряжение накала

Как проверить лампочку тестером, мультиметром: пошаговая инструкция

Вынимаем прибор из чехла или футляра. Первым делом проводим визуальный осмотр. Корпус должен быть целым, крышка батарейного отсека установлена без перекосов. Визуально оцениваем целостность проводов и щупов. Отсутствие изоляции, которая может от времени просто осыпаться, восстанавливаем изолентой. Поможет и термоусадочная трубка, если она есть.

Щупы тоже стоит осмотреть, замотать сколы по необходимости. Селектор мультиметра ставив в режим измерения омов, на отметку в 200 Ом. Чёрный кабель со щупом включаем в гнездо Com. Красный — в гнездо с символами измеряемых величин, названных в честь Алессандро Вольта, Андре-Мари Ампера и Георга Ома — V, A и Омега.

Подготовка мультиметра

На индикаторе должна быть единица. Если это не так — прибор нуждается в ремонте. Замыкаем накоротко щупы. На дисплее должна выйти цифра ноль. Если всё так и происходит — прибор исправен. Если цифры меняются, отображаются тускло, попробуйте поменять элемент питания прибора на заведомо свежий и рабочий. Не помогло — мультиметр надо ремонтировать. Для проверки лампочки ставим селектор мультиметра на символ поиска обрыва. На корпусе в этом месте схематично изображён диод.

Установка прибора в нужный режим для проверки

Мультиметр (тестер) – это компактное устройство, позволяющее выполнять различные электрические измерения. Оно удобно для идентификации повреждений в электросети и электроинструментах.

Процедура прозвонки предполагает проверку целостности электроцепи и наличия прямого контакта. В большинстве моделей тестеров этот режим встроен изначально. Для его активации нужно повернуть переключатель в центре устройства в соответствующее положение (к значку зуммера или диода).

Кроме того, необходимо верно подсоединить щупы-измерители. Щуп черного цвета следует вставить в отверстия с обозначением «COM» и значком заземления. Измеритель красного цвета нужно вставить в разъем со знаком «VΩmA». Тестирование можно начинать сразу после постановки элементов управления в необходимое положение.

Наконечники из металла нужно замкнуть, после чего должен раздаться пищащий звук зуммера. На дисплее отобразятся нулевые значения, которые означают, что нет никакого сопротивления или разрыва. Если же цепь 220 Вольт разомкнулась, на экране отобразится цифра “1”.

Проверяем лампу накаливания

Лампы накаливания на 220 В работают в сетях переменного тока, поэтому полярность при их прозвонке не важна.

Проверяем в режиме прозвонки

Включение режима прозвонки

Один из щупов замыкаем на центральный контакт. Второй — на корпус цоколя сбоку, где у цоколя резьба. Если лампа рабочая, прозвучит звуковой сигнал, а дисплей отобразит сопротивление. Как правило, нижний предел составляет около 3 Ом, верхний — порядка 200 Ом.

Замер сопротивления лампочки

Проверяем в режиме измерения сопротивления

Переключение мультиметра в режим замера сопротивления

Прозвонка в режиме замера сопротивления поможет не только диагностировать работоспособность лампочки, но и приблизительно определить потребляемый ток, что выведет на потребление. Это может быть полезно, когда о мощности лампы можно только догадываться по причине утраты маркировки.

замер сопротивления лампочки

Следует помнить, что неплотный контакт щупов с цоколем повышает сопротивление. Поэтому, при сомнениях, мощность лампы скорее ниже, а не выше. Для измерения сопротивления лампы переводим селектор мультиметра в сектор измерения сопротивления. Ставим на 200 Ом. Приведённая ниже таблица справедлива для ламп с номинальным напряжением 220 В и цоколями E27 или E14.

Сопротивление, Ом 150 90-100 60-65 45-40 35-30 25-28
Мощность, Вт 25 40 60 75 100 150

Если при измерении единица на дисплее прибора не меняется на другое число — лампа неисправна, внутри обрыв.

Красной стрелкой указано положение измерений в пределах до 200 Ом

Пример того, как прозвонить или измерить сопротивление спирали лампы накаливания. По указанной выше методике замерьте сопротивление спирали на лампе. Не вдаваясь для расчетов в математические формулы, сравнить отношение сопротивления к мощности лампы можно по заранее составленной таблице.

Пример того, как прозвонить или измерить сопротивление спирали лампы накаливания

Таблица отношения мощности к сопротивлению спирали лампы накаливания в 200 В

Вт
150 25
85 40
63 60
48 75
38 100
27 150

Погрешность сопротивления может составлять ± 2–3 Ом.

Лампы накаливания в транспортных средствах на 12 В проверяются аналогичным способом, только надо учитывать, что в некоторых случаях в фарах они имеют две спирали, для дальнего и ближнего света. Можно проверить трубчатые люминесцентные лампы, в них также две спирали на краях между электродами.

Как проверить люминесцентную лампу на исправность

Конструкция люминесцентной трубчатой лампы

Конструкция люминесцентной трубчатой лампы

Но не пытайтесь тестером, используя в домашних условиях эту методику, проверять компактные люминесцентные, экономичные галогеновые и светодиодные лампы с патронами стандарта Е27 и Е14. В этих конструкциях присутствует схема, электронный блок подключения и запуска, поэтому проверка осуществляется по другой системе. Вопрос проверки таких лампочек мультиметром или другим способом требует отдельного, детального рассмотрения.

Можно ли проверить индикаторной отверткой

Для тестирования лампочки на работоспособность можно воспользоваться индикаторной отверткой. От полноценного тестера это устройство отличается лишь тем, что внутри у него есть батарейки. Исправность отвертки можно проверить, коснувшись пальцами контактов из металла, которые находятся на ее торцах. При касании светодиод-индикатор должен загореться.

Как проверить лампочку мультиметром: способы прозвонить тестером лампы накаливания, галогеновые, автомобильные

Проверка лампы с помощью отвертки-индикатора выполняется по следующей схеме:

  1. Осветительное устройство нужно взять в одну руку за боковой контакт.
  2. Во вторую руку необходимо взять отвертку-индикатор и дотронуться ее стержнем до контакта в центре лампы, а одним из пальцев – торцевой части отвертки. В результате получится замкнутая цепь (через лампу, отвертку-индикатор и человеческое тело). Длительность тестирование – 2-3 секунды.

Индикаторной отверткой невозможно проверить автомобильные люминесцентные и светодиодные лампы. Такие осветительные устройства можно протестировать только с помощью подачи электричества на их контакты. При отсутствии специализированных знаний в сфере электрики, эту работу лучше доверить опытным специалистам.

Галогеновые лампочки

Для начала напомним, что галогеновую лампу относят к тепловому источнику освещения. В ней, как и в обычной лампочке, есть спираль. Под воздействием тока она нагревается и производит световое излучение. Повышенная яркость и насыщенность создается за счет наличия в колбе газовой смеси, в состав которой входят галогены (отсюда и название). Такой тип ламп широко применяют для создания точечного освещения или подсветки.

Что делать, если галогеновая лампочка перестала гореть?

  • для начала стоит проверить напряжение в цоколе осветительного прибора;
  • если с напряжением все в порядке проверке подвергают лампочку.

Напряжение в цоколе

Последовательность проверки галогеновой лампы

Проверять будем также мультиметром. Для этого устанавливаем на приборе режим для измерения минимального сопротивления.

Внимание! Голыми руками лампочку не трогаем. В случае прикосновения кожи к колбе возникает жировой отпечаток. В последующем в этом месте лампочка будет больше нагреваться, что вызовет сокращение срока ее эксплуатации или приведет к полному выходу из строя. Поэтому работаем в перчатках.

  • кладем лампочку рядом с прибором;
  • берем щупы в руки;
  • прикладываем к выводам лампочки.

Показания зависят от типа лампочки и от того насколько она остыла после предыдущего включения. Сопротивления также будут разными для бытовой лампы на 220 вольт и для автомобильной на 12 вольт, но в любом случае величина сопротивления будет в пределах от 0.5 Ом до единиц Ом. Если же значение стремится к бесконечности, то лампа признается нерабочей.

Проверка инфракрасного диода

Действительно, почти в каждом доме есть такой LED. В пультах дистанционного управления они нашли широчайшее применение. Представим ситуацию, что пульт перестал переключать каналы, вы уже почистили все контакты клавиатуры и заменили батареи, но он все равно не работает. Значит нужно смотреть диод. Как проверить ИК-светодиод?

Человеческий глаз не видит инфракрасного излучения, в котором пульт передаёт информацию телевизору, но его видит камера вашего телефона. Такие светодиоды используются в ночной подсветке камер видео наблюдения. Включите камеру телефона и нажмите на любую кнопку пульта – если он исправен вы должны увидеть мерцания.

Как проверить лампу дрл

Методы проверки мультиметром ИК светодиода и обычного — одинаковы. Еще один способ как проверить инфракрасный светодиод на исправность – подпаять параллельно ему LED красного свечения. Он будет служить наглядным показателем работы ИК диода. Если он мерцает, значит сигналы на диод поступают и нужно менять ИК диод. Если красный не мерцает, значит сигнал не поступает и дело в самом пульте, а не в диоде.

В схеме управления с пульта есть еще один важный элемент, принимающий излучение — фотоэлемент. Как проверить фотоэлемент мультиметром? Включите режим измерения сопротивления. Когда на фотоэлемент попадает свет – состояние его проводимости изменяется, тогда изменяется и его сопротивление в меньшую сторону. Понаблюдайте этот эффект и убедитесь в исправности или поломке.

Тестируем лампу накаливания мультиметром

Для того чтобы проверить пригодность обычной лампочки, один их щупов тестера прижимаем к центру цоколя в место расположения контакта, второй щуп прижимаем к резьбе. Если лампочка вполне себе рабочая, то тестер издаст сигнал зуммера, одновременно с этим на экране будут показаны цифры из диапазона от трёх до двухсот.

Расчет релейной защиты

Сопротивление спирали лампы напрямую зависит от того, какой материал использован для её изготовления, а также от длины. Чтобы быть уверенным в результатах проверки, места, где будут приложены щупы, следует предварительно зачистить напильником от окислов.

Как проверить лампу дрл

Этот способ поможет найти не только место обрыва в цепи, но и покажет, пусть и приблизительно, какую мощность потребляет устройство. Если на лампочке стёрлась надпись, указывающая на номинальное напряжение, то мультиметр поможет это выяснить. Чтобы результаты были более точными, следует установить переключатель в режим двухсот Ом.

Подключение щупов мультиметра для прозвонки лампы накаливания

Руководствуясь описанной методикой, можно проверить сопротивление лампочной спирали. Чтобы не засорять себе голову лишними математическими формулами, используйте данные в приведённой ниже таблице.

Таблица: соотношение мощности и сопротивления

Вт
150 25
85 40
63 60
48 75
38 100
27 150

Как проверить лампу дрл

Аналогично можно протестировать и лампочки в автомашине на двенадцать вольт. Нужно иметь в виду, что иногда в этих лампах имеется по две спирали. Одна из них отвечает за дальний свет, а вторая — за ближний. Этот же метод применим и для ламп дневного света трубчатого типа, они имеют тоже по две спирали, установленные по краям между электродами.

Простейший способ

Самый простой способ диагностики подходит как для лампочек накаливания, так и для люминесцентных и светодиодных ламп. Он предполагает вкрутить подозрительную лампочку в другой светильник и включить его. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда резьбовая часть цоколя изготовлена с отклонением от стандартного размера и при вкручивании в патрон не замыкает оба электрических контакта. Или в доме больше нет светильников с точно таким же патроном.

Покупая лампочку в магазине электротоваров, многие обращали внимание на то, как продавец проверяет её с помощью тестера. В корпусе тестера есть несколько разъёмов, предназначенных для диагностики лампочек разного типа: накаливания, люминесцентных и галогенных

Его задача – проверить целостность проводников внутри лампы, о чём свидетельствует звуковой сигнал. Эту же самую операцию можно проделать в домашних условиях, воспользовавшись мультиметром или многофункциональной индикаторной отвёрткой.

Самостоятельное изготовление щупа

Стандартным щупом проблематично прозвонить маленький светодиод, поэтому для комфортного пользования мультиметром его можно сделать самому. Для этого используется несколько элементов.

Швейная иголка

  • корпуса от черной и красной ручек для рукояток;
  • штекеры и кабель;
  • стальные швейные иглы 35-45 мм в длину и 0,8-1 мм в диаметре;
  • обрезки медного провода (пара – длиной 250-300 мм и пара – 120-150 мм в длину);
  • канифоль или спиртоканифоль.

Процесс изготовления осуществляется поэтапно:

  1. Провод нарезается и залуживается припоем.
  2. Иголки залуживаются припоем так, чтобы до острых частей оставалось 8-10 мм.
  3. Рядом с ушками иголок прикрепляются проводники 0,3-05 мм в диаметре, а потом наматываются витками до залуженной области.
  4. Обмотка покрывается припоем.
  5. Луженный кабель сгибается пополам вокруг отвертки. Свободные участки скрепляются друг с другом в косичку. Получившаяся петелька сгибается под углом.
  6. Проводники прикрепляются к иглам паяльником.
  7. Со всех мест соединения при помощи спирта удаляется налет.
  8. По центру иголок наматывается нитка до появления выпуклостей. Их понадобится покрыть клеем «Момент» и вставить в наконечники корпусов ручек, фиксируя максимально ровно.
  9. После просушки клея внутрь полостей заливается эпоксидка, которая застывает 24 часа.
  10. Концы щупов залуживаются и припаивается к штекерам.
  11. Проблемные участки для защиты оболочки от трения помещаются в термоусадочную трубку.
  12. Гибкие проводники изготавливаются из медных проводов красного и черного цвета длиной 1 м.
  13. Наконечники с иголками соединяются с гибкими проводниками паяльником. Кусочки ручек скрепляются между собой. Оптимальное сечение провода – 1,3 мм².

Штепсельная вилка

Разборная штепсельная вилка

  • советская вилка от электроприборов с латунными штырями;
  • старые щупы от мультиметра;
  • пластиковая трубка;
  • провод с толстыми медными жилами;
  • штекеры типа «банан».

Изготовление щупа из штепсельной вилки

  1. Извлечение штырей из вилки путем выкручивания верхнего болта.
  2. Снятие основы со старых щупов – штырьки можно достать плоскогубцами.
  3. Отделение напильником загнутой части штырей и обточка их так, чтобы они с усилием помещались в отрезок пластиковой трубы.
  4. Разделение и зачистка акустического провода.
  5. Залуживание концов кабеля и концов штырей на местах припайки.
  6. Вставка провода в основу щупов старого мультиметра и припайка к нему латунного штепселя.
  7. Оттягивание кабеля назад и фиксация области его входа в трубку термоусадкой.

Проверяем свечи накала на дизеле – все доступные способы

Первый признак того, что необходимо проверить свечи накаливания на дизельном двигателе — на холодную он плохо заводится от стартера, при этом с толкача эта проблема не возникает. Как правило, проблема возникает в зимнее время, что особенно неприятно.

В статье подробно изложено по каким причинам выходят из строя свечи накала, какие они бывают, особенности работы систем подогрева на дизельных двигателях и как диагностировать неисправность тестером и другими способами, и можно ли это сделать, не снимая нагревательные элементы.

Как все работает?

Воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах дизельного двигателя происходит при температурах 800–850 °C. Когда мотор прогрет, такие показатели, в момент такта сжатия, достигаются моментально и запуск дизеля происходит без сбоев.

Но когда машина не прогрета, такой температуры, только за счет сжатия смеси, особенно в холодную погоду, достичь трудно — запуск двигателя проблематичен.

Чтобы решить эту проблему в дизелях были установлены свечи накала задача которых состоит в том, чтобы очень быстро прогреть воздух в цилиндрах до 75 градусов и тем самым обеспечить нужную температуру в момент такта сжатия.

Внутри изделий конструктивно предусмотрены две спирали — нагревательная и регулирующая.

Первая имеет функцию нагрева. Вторая за счет плавающего электрического сопротивления защищает свечу накала от перегрева.

Свечи будут работать до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не уйдет за отметку 60°C, это около 3 минут. Дальше мотор сможет работать без них.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Прежде, чем завести автомобиль необходимо включить зажигание и обратить внимание на панель приборов. Светящийся в виде спирали индикатор указывает на то, что происходит разогревание свечей накаливания. Как только лампочка погасла можно заводить машину.

В современных автомобилях, лампа в виде спирали может и не загореться. Это произойдет в том случае, если двигатель уже прогрет, а значит необходимость в свечах накала отпадает. Все это достигается благодаря современной электронике, отслеживающей температурные показатели мотора.

Также существуют свечи накаливания, которые долго держат температуру после разогрева, а поэтому отключаются сразу же после выключения стартера и подогревают воздух в цилиндрах дизеля за счет остаточного тепла.

Устройства очень энергозатратные, на нагрев одной свечи накала до 850-1350°C за пол минуты может уйти в среднем 8-16А (96–192 Вт), иногда 40А. Величиной напряжения и временем его подачи управляют электронный блок и тепловое реле (выключатель).

Последнее, при необходимости, только смыкает и размыкает цепь, тем самым устанавливая нужную температуру воздуха в цилиндрах. А ЭБУ регулирует весь процесс нагрева подавая сигналы на реле. Нужную информацию он берет от датчиков коленвала и охлаждающей жидкости.

Первым признаком, указывающим на то, что вышла из строя одна из свечей накала будет повторное загорание индикатора в виде спирали после запуска двигателя и продолжительное (около 50 сек) ее горение.

Если по истечении указанного времени, после прогрева автомобиля, индикатор не погас, значит вышло из строя реле времени (тепловой выключатель). Важно сразу же провести замену устройства иначе выйдут из строя свечи накаливания по причине перегорания их теплового штифта.

Если на улице еще относительно тепло (выше +5°С), то выход одного или двух изделий вы вряд ли заметите, автомобиль все равно будет заводиться.

В ином случае, когда шкала термометра будет приближаться к нулю и ниже, даже с одной неисправной свечей автомобиль на холодную завести проблематично. Это можно будет сделать только в том случае если он прогрет до 60°С и более.

Разновидности свечей накаливания

Чтобы понимать процесс проверки свечей накала на дизеле, важно знать не только как все работает, но и какие изделия бывают.

Для дизелей выпускают два вида изделий:

  1. Штифтовые (стержневые) свечи;
  2. Керамические.

Время работа штифтовых свечей варьирует от 2 секунд до 2 минут. Внутренняя их полость заполнена оксидом магния. Внутри находится спираль, изготовленная из тугоплавкого сплава никеля, железа, хрома.

Керамические свечи накала считаются более надежными, так как непосредственно наконечник в них изготовлен из керамического порошка, а как известно, этот материал хорошо переносит колебания температуры (максимальная для таких изделий 1000°С).

Силиконовый нитрат, который входит в состав защитной оболочки элементов, также продлевает их срок службы.

Причины выхода из строя

Основные причины выхода из строя свечей накала две:

  1. Выход из строя узлов топливной аппаратуры, к примеру, неисправное тепловое реле;
  2. Придельный ресурс работы спирали.

Ориентировочно, через каждые 75-100 тыс. (часто через 50-75) км пробега нужно проводить диагностику свечей и при необходимости их менять. Как правило, меняется не только неисправное, а сразу все изделия.

Уменьшить срок службы свечей накала могут:

  1. Загрязненные или неисправные форсунки – топливная струя, направляясь на нагревательный элемент разрушает его корпус, а в последующем, и саму спираль.
  2. Не правильная установка изделий;
  3. Прикипание свечей накала к головке блока цилиндров – в такой ситуации часто, при демонтаже, они ломаются.
  4. Неисправное тепловое реле приведет к перегреву нагревательных элементов, их спирали перегорают, корпуса деформируются;
  5. Неисправное ЭБУ.

Признаки неисправности

Задуматься над проверкой свечей накала в дизеле стоит при определенных признаках, которые могут быть явные и косвенные.

Явные признаки, которые наблюдаются визуальным осмотром:

  1. Сильный нагар на наконечнике;
  2. По причине большого напряжения вздулась калильная трубка;
  3. Наконечник разрушен.

  1. Автомобиль плохо заводится на холодную, эта проблема хорошо рассмотрена на примере Форд Мондео https://autotopik.ru/ford/1523-mondeo-ploho-zavoditsja-na-holodnuju.html. Как правило, запустить двигатель удается с 5-6 попытки или с толкача.
  2. Выхлопные газы бело-сизого цвета. Это указывает на то, что топливовоздушная смесь не воспламеняется и выходит через выхлопную систему.
  3. Холодный двигатель на холостых работает не стабильно. Подогрев воздуха в одном из цилиндров отсутствует поэтому воспламенение там происходит с запозданием. Это проявляется хорошо ощутимой тряской в салоне.

Дополнительной причиной могут быть неисправные (бракованные) свечи накала установленные в процессе замены.

Способы проверки (диагностика)

Многие владельцы дизельных автомобилей скажут, что слабым звеном в их машине является свечи накаливания. И это не далеко от истины.

Данные изделия действительно часто выходят из строя, при этом поломка могла произойти еще летом, а проявится зимой, тогда, когда авто перестало заводится в холодную погоду.

Прежде чем диагностировать неисправность важно понять по какому принципу работает подогрев дизеля в вашей машине.

На данный момент их существует два:

  1. Включение свечей накаливания при каждом запуске мотора – свойственно для старых дизелей.
  2. Периодическое включение элементов нагрева в зависимости от температуры двигателя и подающегося в систему воздуха.

Также важно понимать, какие виды свечей накала установлены, стержневые или керамические.

Если у вас автомобиль соответствует экологическим нормам до Евро 4, то скорее всего в дизельном двигателе стоят стержневые нагревательные элементы. Если Евро 5, 6 — керамические.

Последние имеют много дополнительных возможностей, основные из них:

  1. Функция промежуточного накаливая, с помощью которой регенерируется сажевый фильтр DPF.
  2. Предварительный и после пусковой нагрев – обеспечивает догорание топлива в холодном моторе.

Для проверки свечей накала, к примеру, на Рено Меган 2 универсал 1.5 86 л.с., Форд Мондео 2 1.8 90 л.с., Форд Транзит 2.2, Рено Лагуна 3 или других автомобилей с дизельными двигателями можно применить несколько способов. При чем подход к проверке будет одинаков вне зависимости от того, сняты они с мотора или стоят на месте.

  1. ВИЗУАЛЬНЫМ ОСМОТРОМ . Проверяется целостность и состояние реле и проводки, после снятия – непосредственно изделия;
  2. С ПОМОЩЬЮ ТЕСТЕРА (МУЛЬТИМЕТРА) . Проверяется сопротивление обмотки или ее обрыв.
  3. ИСКРООБРАЗОВАНИЕ . На новых дизелях с ЭБУ не применяется, так как последнее может выйти из строя.
  4. С ПОМОЩЬЮ ЛАМПОЧКИ НА 12V . Простой способ проверки обрыва спирали.

Для быстрой диагностики, при условии, что у вас есть доступ к свечам накала и мультиметр, можно измерить их сопротивление. Проверять нужно на холодную. Преимуществом является наличие бесконтактного амперметра (индукционного типа). Показатели должны варьировать от 0.6 до 4.0 Ом. В новой свече может быть 0.7-1.8 Ом.

Если такое низкое сопротивление ваш тестер не показывает, тогда можно проверить обрыв спирали – показания в бесконечность (1), как раз и укажут на это.

Также многие мультиметры поддерживают функцию звукового сигнала при прозвоне проводки — звук есть, значит спираль целая.

Несмотря на полученные результаты рекомендован внешний осмотр свечей, особенно если пробег авто перевалил за 50 тыс. км. Наличие деформации наконечника, оплавления, сажевых отложений недопустимы.

Если результаты предварительной диагностики плачевны сразу для всех свечей накаливания, тогда скорее всего, потребуется полная диагностики электрооборудования входящее в систему подогрева, так как одновременный выход из строя всех изделий указывает на глобальную неисправность.

Для проверки свечей накала на дизеле, помимо визуального осмотра, необходимо использовать все ниже описанные способы.

Каждый из них потребует наличия определенных приборов и знаний в электрике, но если вы дома на бытовом уровне сами ремонтируете электропроводку, то и здесь разберетесь.

Проверка свечей накала, не выкручивая с двигателя

Многие стремятся проверить свечи накала прямо на двигателе. Но таким способом провести качественную диагностику не удастся. А вот узнать подается ли напряжение на них, исправен ли запитывающий провод, можно. В этом поможет режим прозвона в тестере и вольтметр, а также обычная контролька.

Также важно проверить не окислены ли контакты и как надежно они подключены.

В некоторых дизелях можно визуально проверить как работает свеча, скорость и мощность ее накала. Это можно сделать через колодцы выкрученных форсунок.

Но такой способ редко используется, так как предпочтение отдают вышеперечисленным вариантам проверки, так как они более информативны.

Проверка мультиметром (тестером)

Тестер для проверки свечей накала дизеля используется в трех режимах:

  1. Замер показания сопротивления;
  2. Способом прозвона (если поддерживается);
  3. Замер показания потребляемого тока.

Все способы можно применить, не снимая изделия с двигателя. Но таким образом мы ответим только на вопрос – «исправна свеча или нет». Выяснить в каком она состоянии и причины ее поломки не удастся.

Прозвон цепи

Для проверки способом прозвона необходимо:

  1. Отсоединить питающий провод от свечи накала;
  2. Выставить на тестере регулятор в нужное положение;
  3. Минусовой щуп прижать к блоку двигателя, плюсовой – к электроду.
  4. Наличие звука указывает на то, что спираль целая.

Если вы используете аналоговый тестер, то нужно ориентироваться по стрелке, ее отклонение указывает на целостность цепи.

Также это можно сделать и на снятой свече, только вместо блока щуп нужно приложить к корпусу изделия.

Первый и третий способы более информативны, но здесь есть свои особенности, которые важно знать.

Замер сопротивления

Тут важно понимать принцип взаимосвязи блока ЭБУ с сопротивлением спирали, которое в новой свече накала должно быть в пределах 0.7-1.8 Ом.

ЭБУ ориентируется на потребляемый нагревательными элементами ток (А), который в зависимости от их прогрева меняется. Величина тока обратно пропорциональна величине сопротивления.

Т.е. свечи накала отключаются тогда, когда их сопротивление в результате нагрева увеличивается, а сила тока, проходящего через спираль, уменьшается. По достижении определенного значения тока на ЭБУ поступается сигнал, что свечи прогреты и их нужно отключить.

Если сопротивление, в результате неисправности нагревательных элементов, завышено (больше номинального), то сила тока уменьшается раньше, чем это необходимо.

В этот момент на ЭБУ поступает сигнал (в нашем случае преждевременный), что свечи накала прогреты и их нужно отключить, что и происходит. При этом температура воздуха в цилиндрах остается не достаточной для уверенного запуска двигателя.

Замер потребляемого тока

Наиболее информативный способ, который предполагает запуск еще холодного двигателя. Т.е. свечи накала снимать не нужно.

Благодаря замеру потребляемого тока можно быстро выявить неисправный нагревательный элемент. При этом достоверность полученного результата будет приближаться к 100%.

Но здесь важно понимать, какие типы свечей накала установлены в двигателе и какой у них нормативный ток потребления.

К примеру, если взять стрежневые изделия, то они могут быть однополюсными и двухполюсными.

Первые подключаются по классической схеме – масса на корпусе, отходит один вывод. Потребляют от 5 до 18 А.

Вторые определяются по наличию двух выводов, могут потреблять до 50А.

Чтобы замерить потребляющий ток необходимо в электрическую цепь, питающую свечу накала, последовательно подключить тестер в режиме «амперметр».

  1. Отключаем от изделия запитывающий провод;
  2. Переводим мультиметр в режим амперметра;
  3. Подключаем один щуп к питающему проводу, второй – к центральному выводу свечи накала.
  4. Потребуется помощник. Заводим автомобиль (двигатель должен быть холодным) и снимаем показания с прибора.

В первые секунды, сопротивление на электроде будет минимальным, так как двигатель еще холодный, соответственно и тестер будет показывать максимальную силу тока.

По мере прогрева свечи, сопротивление в ней будет повышаться, а сила тока падать. Это будет отображаться на приборе. Снижение должно проходить без резких перепадов, постепенно. А затем, на каком-то этапе, ток должен стабилизироваться.

Результаты проверки каждой свечи лучше записывать, чтобы затем их можно было сравнить. Они должны быть максимально идентичными.

Если поведение какой-то свечи накала отличается от других, то скорее всего прогреваются только ее середина или кончик. Отсутствие тока будет указывать на обрыв в цепи.

Здесь уже придется выкручивать изделие и повторно проводить проверку, но уже визуально наблюдая процесс накала. Как правило, это уже делается с помощью аккумулятора, подключенного напрямую (смотрите дальше).

Проверка лампочкой

Данный способ подразумевает использование обычной контрольки. Он не всегда возможен и относительно информативный, но тоже имеет право на жизнь.

Для проверки пойдет лампочка на 12В мощностью 21 Вт, к примеру, от стопов, два провода. Один из проводов можно сделать по короче, второй должен иметь достаточную длину, чтобы достать до аккумулятора.

Проверку можно проводить как на снятой свече накала, так и на установленной в двигателе.

В первом случае роль массы будет играть минусовая клемма АКБ, во втором – корпус блока дизеля.

  1. Отключаем подающий напряжение провод от изделия;
  2. Один провод контрольки подсоединяем к плюсовой клемме аккумулятора, второй – к клеммам свечей.
  3. Если проверка осуществляется на снятых нагревательных элементах, то их корпуса должны касаться минусовой клеммы АКБ.

Яркое горение лампочки указывает на то, что обрыва нет. Отсутствие света – обрыв есть. Но в каком состоянии стержни изделий мы все равно не узнаем.

Единственно, что косвенно нам укажет на проблему, это тусклое горение лампы. Это даст понять, что нужно проводить более тщательную диагностику устройств, к примеру, тестером.

Проверка на искру

ВАЖНО: данный способ не применяется на современных дизельных автомобилях, так как это может привести к выходу из строя ЭБУ.

Если у вас старенький дизелек с системой подогрева, то для проверки свечей накала понадобиться только метровый провод с зачищенными по краям концами и аккумулятор.

Все делается по схожему алгоритму, описанному в предыдущем способе, разве что не будет лампочки. Если нагревательные элементы сняты с двигателя, то роль массы будет играть минусовая клемма аккумулятора.

  1. Отключаем питание;
  2. Один конец провода прикрепляем к «+» клемме аккумулятора;
  3. Вторым резко касаемся к центральному электроду свечей накаливания.

Яркое искрение будет указывать на то, что свеча в хорошем состоянии, плохое – изделия требуют более тщательной диагностики.

Проверяем аккумулятором

Данным метод подразумевает снятие всех свечей накала. Это трудоёмкая работа и занимает определенное время, часть из которого – это открыть доступ к самим изделиям.

Но зато это наиболее информативный способ, гарантирующий хороший результат, так как каждая свеча находится перед глазами и весь процесс разогрева отчетливо виден. Тут же можно визуально выявить явные дефекты.

Для проверки понадобиться заряженный аккумулятор и провод длиною до 1 метра, но не менее 50 см.

Особенность заключается в том, что можно проверить каждую свечу по отдельности или подключить все параллельно (будет поступать одинаковая сила тока на все элементы).

Последний способ будет предпочтительней, так как позволит сразу визуально оценить скорость разогрева всех стержней, которая должна быть одинаковой (разница не более 1 с), но и провода при этом потребуется больше, да и времени на подготовку.

  1. К «-» клемме батареи прикрепляется провод;
  2. К «+» клемме прижимается централь свечи накала;
  3. Минусовой провод прижимаем к корпусу изделия.

Нагреваться стержень должен быстро (в среднем 2-5 секунды) начиная с кончика и иметь вишневый оттенок. Если нагрева нет или он медленный, то свеча неисправна.

Время разогрева кончика каждой свечи от начала нагрева до приобретения им вишневого оттенка желательно замерить, чтобы потом сравнить.

Свечи накала с одинаковым временем нагревания следует разделить на группы. Та группа, которая входит в среднее время разогрева 2-5 секунд остается, остальные заменяются.

Идеальным будет вариант, когда у вас есть новая свеча накаливания и ее показатели можно взять за эталонные.

Что касается нагревательных элементов, которые разогреваются очень медленно, то тут ситуация понятна, но у многих возникнет вопрос – «зачем выбрасывать свечи, которые разогреваются слишком быстро?».

Слишком быстрый разогрев указывает на, то, что изделия прогреваются не полностью, а частично, т.е. КПД их работы минимальный, а значит свои функции они не выполняют. Как правило, у таких свечей накала наблюдаются механические повреждения на корпусе.

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО? Давайте представим ситуацию, когда нагревание воздуха в цилиндрах происходит с разным временным интервалом и плохо (свеча работает с низким КПД).

Получается, что в одном цилиндре все хорошо, смесь воспламеняется вовремя, в другом же, наоборот, смесь воспламеняется с запозданием. Вибрация в салоне и дергание двигателя будет указывать на данную проблему.

Визуальная проверка

По состоянию свечей накала можно диагностировать не только неисправности, связанные с самими изделиями, но и много других проблем связанных с деталями цилиндропоршневой группы, электронного оборудования системы подогрева, топливной системы.

Но прежде, чем демонтировать нагревательные элементы, обратите внимание, как они закручены, хороший ли у них контакт с питающей шиной, если он слабый, то и свечи будут работать плохо.

Неправильный демонтажи и монтаж элементов, особенно связанный с моментом затяжки, приводит к повреждению электрода, потери компрессии, разрушению сердечника в результате его вибрации (характерно для керамических свечей, которые не затянуты).

Сами свечи накаливания желательно снимать только в том случае, когда проверка тестером показала явные проблемы с ними. Нагревательные элементы очень хрупкие и есть большая вероятность их повреждения, особенно если они прикипели.

Затяжку нужно проводить только динамометрическим ключом с усилием не более 20 Нм. Все остальные гайки закручиваются без нажима вручную обычным ключом.

Нельзя допускать, чтобы был сильно уменьшен зазор между калильной трубкой и корпусом – это приведет к перегреву свечи.

Все это нужно учесть перед снятием и визуальным осмотром изделий.

Оплавление кончика

  1. Перегрев в результате позднего зажигания или низкой компрессии;
  2. Впрыск топлива происходит рано;
  3. Вышел из строя напорный клапан. Признак – двигатель работает с нехарактерным звуком. Из-под гайки топливопровода идущего к форсунке, при ее выкручивании на работающем автомобиле, идет пена, а не топливо.
  4. Забитые форсунки. Это приводит к неправильному распылу топлива. Проверка форсунок делается на стенде, где визуально видно, как формируется факел впрыска.

Дефекты на свече

Если на свечах накала выявлены преждевременные дефекты (пробег авто не большой): вздутие корпуса, следы перегрева, трещины, то причинами этому может быть:

  1. Вышло из строя реле накала. Оно долго не отключается, что и приводит к перегреву.
  2. Повышенное напряжение в бортовой сети.

В первом случае придется проверять реле тестером (омметром). А определить, вообще оно работает или нет, можно по характерным щелчкам. Во втором случае нужно проверить напряжение бортовой сети мультиметром.

В предкамере головки блока цилиндров находится самая тонкая часть свечей. Обратите на нее внимание. Корпус здесь не должен иметь оплавленные участки и трещины. Это является признаком того, что скоро изделие выйдет из строя несмотря на то, что сейчас работает. Лучше его сразу заменить.

Проверка реле накала (тепловое)

Если в результате диагностики в свечах накала неисправности не выявлены, но они, после установки на двигатель, все равно не работают, тогда следует проверить предохранители (это можно сделать сразу), проводку, тепловое реле и датчики.

Тепловое реле свечей накала дизеля – устройство, предназначенное для размыкания и замыкания цепи и, как следствие, включения нагревательных элементов с целью прогрева предкамеры ГБЦ. Его работу характеризует отчетливый щелчок после поворота ключа в замке зажигания.

Управляет работой реле ЭБУ, которое получая информацию от различных датчиков, подает напряжение на устройство.

Важно помнить, что проверять реле нужно на двигателе, прогретом до +60°С.

Первый признак его неисправности – отсутствие щелчков. Но проблема может быть и не в самом устройстве, а в проводке или ЭБУ, или из-за неисправности датчиков ОЖ и коленвала.

Первый признак выхода из строя датчика ОЖ или предохранителя, это прекращение горения лампочки в виде спирали на панели приборов.

Конструктивно в тепловом реле предусмотрено четное число контактов, 4 и 8. Первые – это однокомпонентные устройства, вторые – двухкомпонентные.

Контакты делятся на управляющие и обмотки катушки. Первые замыкаются, когда на вторые подается напряжение.

К сожалению, для каждого реле могут быть свои обозначения контактов, нужно уметь читать схему, которая нанесена на корпус устройства.

Но чаще всего цифры 30,87 – относятся к управляющим контактам, а 85, 86 – контактам обмотки.

Для проверки на исправность реле подаем на него напряжение 12В и с помощью обычной контрольки замыкаем цепь между контактами 87 и 86. Реле исправно, если лампочка загорится. В ином случае, большая доля вероятности, что сгорела катушка.

Также проверить катушку можно тестером выставив его в режим «омметра» или на «прозвон» и прижать щупы к контактам 85 и 86. Звуковой сигнал или отклоненная стрелка (аналоговый прибор) указывает на целостность цепи.

Сопротивление же катушки проверить сложно, так как нужно владеть информацией какое оно должно быть в вашем реле, поэтому омметром тоже проверяют целостность цепи (если не поддерживается устройством функция прозвона).

Единица на дисплее тестера указывает на бесконечность, это значит, что цепь разорвана и катушка неисправна.

Мы надеемся, что информация в данной статье поможет вам проверить свечи накала на дизеле без обращения в сервисные центры. Ведь это не так сложно, как кажется и расписанные выше способы, лишь подтверждают это.

Как проверить лампочку мультиметром — инструкция

Первым делом извлечём наш мультиметр из упаковки и осмотрим внимательно. На корпусе не должно присутствовать каких-либо повреждений, батарейный отсек должен закрываться плотно. Проверяем качество и целостность щупов и идущих к ним проводов. Если изоляция отсутствует, используем изоленту. Неплохо справится с задачей и термоусадочная трубка. Если на щупах имеются сколы, также их заматываем.

Переключатель режимов выставляем для работы с омами, напротив деления 200 Ом. Кабель чёрного цвета присоединяем к гнезду Com. Кабель красного цвета подключаем в гнездо, где имеются символы тех величин, которые мы собираемся измерять.

Подготовка мультиметра к работе.

Устройство должно отобразить на своём экране цифру «1». Если её нет или отображается что-то другое, пора его ремонтировать. Скрещиваем щупы друг с другом. Единичка меняется на нолик. Если именно так всё и происходит, значит, работа идёт в штатном режиме. Если на экране идёт мельтешение цифр, они бледные, нужно попробовать поменять батарейки. Если попытка не удалась, прибор подлежит ремонту. Для начала тестирования лампы выставляем на тумблере режим поиска обрыва. Данный режим обозначается пиктограммой диода.

Простейший способ

Самый простой способ диагностики подходит как для лампочек накаливания, так и для люминесцентных и светодиодных ламп. Он предполагает вкрутить подозрительную лампочку в другой светильник и включить его. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда резьбовая часть цоколя изготовлена с отклонением от стандартного размера и при вкручивании в патрон не замыкает оба электрических контакта. Или в доме больше нет светильников с точно таким же патроном.

Покупая лампочку в магазине электротоваров, многие обращали внимание на то, как продавец проверяет её с помощью тестера. В корпусе тестера есть несколько разъёмов, предназначенных для диагностики лампочек разного типа: накаливания, люминесцентных и галогенных. Его задача – проверить целостность проводников внутри лампы, о чём свидетельствует звуковой сигнал. Эту же самую операцию можно проделать в домашних условиях, воспользовавшись мультиметром или многофункциональной индикаторной отвёрткой.

Последовательность проверки

Так как проверить лампочку мультиметром?

  1. Перевести прибор в режим «прозвонки»;
  2. Проверить целостность цепи прибора путем краткого замыкания щупов между собой;
  3. Расположить лампочку рядом с прибором на поверхности;
  4. Взять любой из щупов прибора, и коснуться им центрального контакта лампочки;
  5. Взять другой щуп, и приложить его к боковому контакту лампочки.

Прозвонка лампочки тестером

Прибор издаст звуковой сигнал при исправности лампы. Но здесь те же особенности, что и в предыдущем способе: звуковой сигнал может не сработать. Тогда остается проверить лампочку измерением сопротивления.

Проверяем лампу накаливания

Для проверки лампочки ее можно ввинтить в другую люстру или фонарик. Однако это не во всех случаях можно сделать. Иногда диаметр цоколя лампочки отличается от разъема на светильнике либо в доме больше нет устройств с аналогичным патроном.

Лампы накаливания на 220 В работают в сетях переменного тока, поэтому полярность при их прозвонке не важна.

В режиме прозвонки

Чтобы узнать, работает ли лампочка, с
помощью тестера, сначала нужно установить на нем соответствующий режим. После
этого одним измерительным щупом нужно дотронуться до контакта в центре
обыкновенной или галогеновой лампы, а другим – до контакта на резьбе цоколя.