Как найти первую гармонику напряжения

Гармоники в электрических сетях: причины, источники, защита

Работа большинства электрических приборов обеспечивается качеством поступающей на них электрической энергии. Но даже в условиях безаварийной работы в системе возникают процессы, обуславливающие возникновение гармоник в электрических сетях. При этом никаких отключений или нарушений может и не происходить, большинство гармоник спокойно вырабатываются во всех цепях, независимо от рода нагрузки. Однако с возрастанием их величины, возможен ряд негативных последствий, как для потребителей, так и для энергосистемы в целом.

Что такое гармоники?

Если напряжение и ток, вырабатываемые источником, максимально приближается к форме идеальной синусоиды, то из-за нелинейных нагрузок, подключенных к электрической цепи, форма начального сигнала получает искажение. Гармоники представляют собой производные по частоте от основной синусоиды в 50 Гц и являются кратными ее величине.

По кратности гармоники подразделяются на четные и нечетные. То есть гармоника №1 – это 50 Гц, 2 – 100 Гц, 3 -150 Гц и т.д. Каждая из них является одной из составляющих результирующей формы напряжения и тока. А значит, что напряжение и ток в сети можно свободно разложить на гармонические составляющие.

Гармоники и их сумма

Посмотрите на рисунок выше, здесь вы видите детальный пример разложения синусоиды на гармоники и их влияние на форму синусоидального напряжения. В первой позиции изображены результирующая функция с нелинейными искажениями, которые обусловлены показанными ниже нечетными гармониками и подобными им с большей частотой. Величина этих гармоник будет определять величину скачков и провалов на результирующем сигнале. Поэтому, чем больше проявляется та или иная гармоника, тем больше кривая будет отличаться от синусоиды.

По сути, гармоника представляет собой паразитную ЭДС, которая никак не поглощается существующими потребителями или поглощается только частично. Из-за чего возникает негативное влияние на все силовые сети. Естественное поглощение осуществляют лишь активные сопротивления, но в размере пропорциональном потребляемой ими мощности. В то же время, сами потребители можно рассматривать как источники, активно генерирующие искаженный сигнал.

Причины и источники гармоник в электрических сетях

Главной причиной гармонического искажения является протекание каких-либо переходных процессов в электрических сетях. Независимо от характера созданной нагрузки, переходной процесс можно наблюдать в работе той же лампы накаливания, которая, казалось бы, характеризуется исключительно активными потерями. Так, разница между сопротивлением нити лампы в холодном и нагретом состоянии создает переходной процесс, который привносит скачок. Но из-за низкого уровня искажения и относительно кратковременного протекания, влияние на всю систему получается ничтожным.

Поэтому можно смело сказать, что и активные, и реактивные сопротивления в сетях электропитания могут способствовать генерации гармоник. Тем не менее, существует ряд устройств, обуславливающих весомую величину искажения, которая способна нанести существенный ущерб приборам. На практике к источникам искажения относят такие виды оборудования:

  • Силовое электрооборудование – приводы постоянного и переменного тока, высокочастотные плавильные печи, полупроводниковые преобразователи, источники бесперебойного питания (ИБП), преобразователи частоты.
  • Устройства, работающие по принципу формирования электрической дуги – электросварочные установки, дуговые печи, лампы освещения (ДРЛ, люминесцентные и другие).
  • Насыщаемые приборы – двигатели, трансформаторы, обладающие магнитопроводом, который может достигнуть насыщения петли гистерезиса. Без такового насыщения их вклад в формирование гармонической составляющей будет незначительным.

Среди бытовых приборов значительный вклад в генерацию несинусоидальных составляющих вносят те же микроволновые печи. Обратите внимание, что из-за особенностей режима работы одна такая печь способна кратковременно снижать уровень напряжения в сети на 2 – 4%, и, что куда более существенно, повышать коэффициент искажения его кривой на 6 – 18%.

Категории и принцип разделения

В соответствии с особенностями протекания процесса в сетях и источниках электропитания, все гармонические составляющие условно разделяются по таким параметрам:

  • по пути распространения выделяют пространственные либо кондуктивные;
  • по прогнозируемости времени возникновения выделяют случайные либо систематические;
  • по продолжительности могут быть кратковременными (импульсными) либо длительными.

Так, импульсные возмущения обуславливаются единичными коммутациями в питающей сети, короткими замыканиями, перенапряжениями, которые после их отключения потребовали бы ручного включения. А в случае срабатывания АПВ, в основной гармонике появляются уже прогнозируемые изменения, наблюдающиеся в нескольких периодах.

Длительные изменения обуславливаются какой-либо циклической нагрузкой, подаваемой мощными потребителями. Для возникновения таких высших гармоник, как правило, необходима ограниченная мощность сети и относительно большие нелинейные нагрузки, обуславливающие генерацию реактивной мощности.

Возможные последствия

В случае постоянно присутствующего фактора, генерирующего гармоники, их воздействие может обуславливать различные негативные последствия в электрической сети. Из которых особо следует выделить:

  • Сопутствующий нагрев, выводящий из строя изоляцию двигателей, обмоток трансформаторов, снижающий сопротивление конденсаторов и.т. При нагревании фазного провода или других токопроводящих элементов в диэлектриках возникают необратимые процессы, снижающие их изоляционные свойства.
  • Ложное срабатывание в распределительных сетях – приводит к отключению автоматов, высоковольтных выключателей и прочих устройств, реагирующих на изменение режима, обусловленное гармониками.
  • Вызывает асимметрию в промышленных сетях с трехфазными источниками при возникновении гармоники на одной фазе. От чего может нарушаться нормальная работа трехфазных выпрямителей, силовых трансформаторов, трехфазных ИБП и прочего оборудования.
  • Возникновение шума в сетях связи, влияние на смежные слаботочные и силовые кабели за счет наведенной ЭДС. На величину гармоники ЭДС влияет как расстояние между проводниками, так и продолжительность их приближения.
  • Приводит к преждевременному электрическому старению оборудования. За счет разрушения чувствительных элементов, высокоточные приборы утрачивают класс точности и подвергаются преждевременному изнашиванию.
  • Обуславливает дополнительные финансовые расходы, обуславливаемые потерями от индуктивных нагрузок, остановкой производства, внеочередными ремонтами и преждевременной поломкой.
  • Потребность увеличения сечения нулевых проводов в связи с суммированием гармоник кратных 3-ей в трехфазных сетях.

Рассмотрите на примере негативное влияние на работу трехфазных цепей. В идеальном варианте, когда каждая из фаз запитывает линейную нагрузку, система находится в равновесии. Это означает, что в сети отсутствуют гармоники, а в нулевом проводе ток, так как все токи при симметричной нагрузке смещены на 120º и компенсируют друг друга в нейтрали.

Если в схеме электроснабжения на одной из фаз возникает потребитель или фактор, искривляющий переменный ток, то возникает автоматическое изменение остальных фазных токов, их смещение относительно начальной величины и угла. Из-за нарушения симметрии и отсутствия компенсации в нулевом проводе начинает протекать ток.

Развитие тока в нейтрали

Как показано на рисунке 2, нечетные гармоники кратные 3-ей обладают тем же направлением, что и основной ток. Но в связи с нарушением компенсирующего эффекта симметричной системы, они накладываются друг на друга и способны выдать в нейтраль ток, значительно превышающий номинальный для этой цепи. Из-за чего возникает перегрев, который может вызвать аварийные ситуации.

Все вышеперечисленные последствия ведут к снижению качества электрической энергии, чрезмерным перегрузкам и последующему падению фазного напряжения. В частных случаях, последствия протекания гармоник могут создавать угрозу для персонала и потребителей. С целью предотвращения таких последствий на электростанциях, трехфазных кабелях и прочем оборудовании устанавливается защита от гармоник.

Защита от гармоник

Для защиты применяются устройства с активными и пассивными элементами, действие которых направлено на поглощение или компенсацию гармоник в сети. Наиболее простым вариантом являются LC-фильтры, состоящие из линейного дросселя и конденсатора.

Схема LC-фильтра

Посмотрите на рисунок 3, здесь изображена принципиальная схема фильтра. Его работа основана на индуктивном сопротивлении катушки L, которое не позволяет току мгновенно набирать или терять величину. И на емкости конденсатора C, которая обеспечивает постепенное нарастание или падение напряжения. Это означает, что гармоники не могут резко изменить форму синусоиды и обеспечивают ее плавное нарастание и спад на нагрузке RН.

При последовательном включении катушки и конденсатора с конкретной подборкой параметров, их комплексное сопротивление будет равно нулю для какой-то гармоники. Недостатком такого пассивного фильтра является необходимость формирования отдельной цепи для каждой составляющей в сети. При этом необходимо учитывать их взаимодействие. Так, к примеру, при гашении пятой гармоники происходит усиление седьмой, поэтому на практике устанавливаются несколько фильтров подряд, как показано на рисунке 4.

Шунтирующий фильтр

За счет того, что каждая цепочка L1-C1, L2-C2, L3-C3 шунтирует соответствующую составляющую, фильтр получил название шунтирующего. Помимо этого, в качестве входного фильтра могут применяться устройства с активным подавлением гармоник.

Принцип действия активного кондиционера гармоник

Посмотрите на рисунок 5, здесь изображен активный фильтр. Источник питания генерирует ток ips, на который оказывает влияние нелинейная нагрузка, из-за чего в сети получается несинусоидальная кривая in. Активный кондиционер гармоник (АКГ) измеряет величину всех нелинейных токов iahc и выдает в сеть такие же токи, но с противоположным углом. Что позволяет нейтрализовать гармоники и выдать потребителю ток первой гармоники максимально приближенный к синусоиде.

Установка любого из существующих видов защиты требует детального анализа гармонических составляющих, нагрузок, коэффициентов амплитуды и коэффициентов мощности для конкретной сети. Чтобы подобрать наиболее эффективный способ удаления и выполнить соответствующие настройки.

Список использованной литературы

  • Арриллага Дж., Брэдли Д., Боджер П. «Гармоники в электрических системах» 1990
  • Бржезицкий В.А., Найдовский А. В., Бутов С. В. «О влиянии высших гармонических составляющих напряжения на характеристики измерительных трансформаторов» 1983
  • Волков А.И., Макарова ТМ., Полевая В.П., Рыжов ЮМ., Федченко В.Г. «О влиянии долевого участия выпрямительной нагрузки на гармонический состав напряжения автономной системы» 1974
  • Жаркий А.Ф., Каплычный Н.Н. «Анализ высших гармоник в низковольтных сетях с помощью традиционных моделей» 2001
  • Шидловский А.К., Драбович Ю.И., Комаров Н.С., Москаленко ГА., Козлов А.В. «Анализ гармонического состава потребляемого тока преобразователя переменного напряжения в постоянное с улучшенной электромагнитной совместимостью» 1987

Гармонические колебания

На хабре было несколько статей по преобразованию Фурье и о всяких красивостях типа Цифровой Обработки Сигналов (ЦОС), но неискушённому пользователю совершенно не понятно, зачем всё это нужно и где, а главное как это применить.

АЧХ шума.

Лично мне после прочтения этих статей (например, этой ) не стало понятно, что это и зачем оно нужно в реальной жизни, хотя было интересно и красиво.
Хочется не просто поглядеть красивые картинки, а так сказать, ощутить нутром, что и как работает. И я приведу конкретный пример с генерацией и обработкой звуковых файлов. Можно будет и послушать звук, и поглядеть его спектр, и понять, почему это так.
Статья не будет интересна тем, кто владеет теорией функций комплексной переменной, ЦОС и прочими страшными темами. Она скорее для любопытствующих, школьников, студентов и им сочувствующих :).

Сразу оговорюсь, я не математик, и многие вещи могу даже сказать неправильно (поправляйте личным сообщением), и данную статью пишу, опираясь на собственный опыт и собственное понимание текущих процессов. Если вы готовы, то поехали.

Пару слов о матчасти

Если мы вспомним школьный курс математики, то для построения графика синуса мы использовали круг. В общем-то так и получается, что вращательное движение можно превратить в синусоиду (как и любое гармоническое колебание). Самое лучшая иллюстрация этого процесса приведена в википедии

Гармонические колебания

Т.е. фактически график синуса получается из вращения вектора, который описывается формулой:

f(x) = A sin (ωt + φ),

где A — длина вектора (амплитуда колебаний), φ — начальный угол (фаза) вектора в нулевой момент времени, ω — угловая скорость вращения, которая равна:

ω=2 πf, где f — частота в Герцах.

Как мы видим, что зная частоту сигнала, амплитуду и угол, мы можем построить гармонический сигнал.

Магия начинается тогда, когда оказывается, что представление абсолютно любого сигнала можно представить в виде суммы (зачастую бесконечной) различных синусоид. Иначе говоря, в виде ряда Фурье.
Я приведу пример из английской википедии. Для примера возьмём пилообразный сигнал.

Пилообразный сигнал

Его сумма будет представлена следующей формулой:

Если мы будем по очерёдно суммировать, брать сначала n=1, затем n=2 и т.д., то увидим, как у нас гармонический синусоидальный сигнал постепенно превращается в пилу:

Наверное красивее всего это иллюстрирует одна программа, найденная мной на просторах сети. Выше уже говорилось, что график синуса является проекцией вращающегося вектора, а как же быть в случае более сложных сигналов? Это, как ни странно, проекция множества вращающихся векторов, а точнее их суммы, и выглядит это всё так:

Вектора рисуют пилу.

Вообще рекомендую сходить самим по ссылке и попробовать самим поиграться с параметрами, и посмотреть как меняется сигнал. ИМХО более наглядной игрушки для понимания я ещё не встречал.

Ещё следует заметить, что есть обратная процедура, позволяющая получить из данного сигнала частоту, амплитуду и начальную фазу (угол), которое называется Преобразование Фурье.

Разложение в ряд Фурье некоторых известных периодических функций (отсюда)

Я детально на нём останавливаться не буду, но покажу, как это можно применить по жизни. В списке литературы порекомендую то, где можно почитать подробнее о матчасти.

Переходим к практическим упражнениям!

Мне кажется, что каждый студент задаётся вопросом, сидя на лекции, например по матану: зачем мне весь этот бред? И как правило, не найдя ответа в обозримом будущем, к сожалению, теряет интерес к предмету. Поэтому я сразу покажу практическое применение данных знаний, а вы эти знания уже будете осваивать сами :).

Всё дальнейшее я буду реализовывать на сях. Делал всё, конечно, под Linux, но никакой специфики не использовал, по идее программа будет компилироваться и работать под другими платформами.

Для начала напишем программу для формирования звукового файла. Был взят wav-файл, как самый простой. Прочитать про его структуру можно тут.
Если кратко, то структура wav-файла описывается так: заголовок, который описывает формат файла, и далее идёт (в нашем случае) массив 16-ти битных данных (остроконечник) длиной: частота_дискретизации*t секунд или 44100*t штук.

Для формирования звукового файла был взят пример здесь. Я его немного модифицировал, исправил ошибки, и окончательная версия с моими правками теперь лежит на гитхабе тут

Сгенерируем двухсекундный звуковой файл с чистым синусом частотой 100 Гц. Для этого модифицируем программу таким образом:

#define S_RATE (44100) //частота дискретизации #define BUF_SIZE (S_RATE*10) /* 2 second buffer */ …. int main(int argc, char * argv[]) < . float amplitude = 32000; //берём максимальную возможную амплитуду float freq_Hz = 100; //частота сигнала /* fill buffer with a sine wave */ for (i=0; iwrite_wav("test.wav", BUF_SIZE, buffer, S_RATE); return 0; > 

Обращаю внимание, что формула чистого синуса соответствует той, о которой мы говорили выше. Амплитуда 32000 (можно было взять 32767) соответствует значению, которое может принимать 16-ти битное число (от минус 32767 до плюс 32767).

В результате получаем следующий файл (можно его даже послушать любой звуковоспроизводящей программой). Откроем данный файл audacity и увидим, что график сигнала в действительности соответствует чистому синусу:

Чистый ламповый синус

Поглядим спектр этого синуса (Анализ->Построить график спектра)

График спектра

Виден чистый пик на 100 Гц (логарифмический масштаб). Что такое спектр? Это амплитудно-частотная характеристика. Существует ещё фазочастотная характеристика. Если помните, выше я говорил, что для построения сигнала надо знать его частоту, амплитуду и фазу? Так вот, можно из сигнала получить эти параметры. В данном случае у нас график соответствий частот амплитуде, при чём амплитуда у нас не в реальных единицах, а в Децибелах.

Величина, выраженная в децибелах, численно равна десятичному логарифму безразмерного отношения физической величины к одноимённой физической величине, принимаемой за исходную, умноженному на десять.

В данном случае просто логарифм амплитуды, умноженный на 10. Логарифмический масштаб удобно использовать при работе с сигналами.

Мне, честно говоря, не очень нравится анализатор спектра в этой программе, поэтому я решил написать свой с блекджеком и шлюхами, тем более, что это несложно.

Пишем свой анализатор спектра

Здесь может быть скучно, поэтому можете перейти сразу к следующей главе.

Поскольку я прекрасно понимаю, что тут портянки кода размещать нет смысла, те, кому реально интересно — сами найдут и поковыряют, а тем, кому это неинтересно, будут скучать, то я остановлюсь только на основных моментах написания анализатора спектра wav-файла.

Во-первых, нам wav-файл необходимо читать. Там необходимо прочитать заголовок, чтобы понять, что содержит данный файл. Я не стал реализовывать море вариантов чтения данного файла, а остановился только на одном. Пример чтения файла был взят отсюда практически без изменений, ИМХО — отличный пример. Там же есть реализация на питоне.

Следующее, что нам нужно, это быстрое преобразование Фурье. Это то самое преобразование, которое позволяет получить из конечного набора точек вектора исходных сигналов. Пусть вас пока это не пугает, дальше я объясню.
Опять же, велосипед изобретать не стал, а взял готовый пример отсюда.

Я понимаю, что чтобы объяснить, как работает программа, надо объяснить, что такое быстрое преобразование Фурье, а это как минимум ещё на одну некислую статью.

Для начала алокируем массивы:

 c = calloc(size_array*2, sizeof(float)); // массив поворотных множителей in = calloc(size_array*2, sizeof(float)); //входный массив out = calloc(size_array*2, sizeof(float)); //выходной массив 

Скажу лишь, что в программе мы читаем данные в массив длиной size_array (которое берём из заголовка wav-файла).

 while( fread(&value,sizeof(value),1,wav) ) < in[j]=(float)value; j+=2; if (j >2*size_array) break; > 

Массив для быстрого преобразования Фурье должен представлять собой последовательность , где fft_size=1 это массив комплексных чисел. Я даже боюсь представить, где используется комплексное преобразование Фурье, но в нашем случае мнимая часть у нас равна нулю, а действительная равна значению каждой точке масива.
Ещё одна особенность именно быстрого преобразования Фурье, что оно обсчитывает массивы, кратные только степени двойки. В результате мы должны вычислить минимальную степень двойки:

int p2=(int)(log2(header.bytes_in_data/header.bytes_by_capture)); 

Логарифм от количество байт в данных, делённых на количество байт в одной точке.

После этого считаем поворотные множители:

fft_make(p2,c);// функция расчёта поворотных множителей для БПФ (первый параметр степень двойки, второй алокированный массив поворотных множителей). 

И скармливаем наш считанный массив в преобразователь Фурье:

fft_calc(p2, c, in, out, 1); //(единица означает, что мы получаем нормализованный массив). 

На выходе мы получаем комплексные числа вида . Для тех, кто не знает, что такое комплексное число, поясню. Я не зря начал эту статью с кучи вращающихся векторов и кучи гифок. Так вот, вектор на комплесной плоскости определяется действительной координатой a1 и мнимой координатой a2. Или длиной (это у нас амплитуда Am) и углом Пси (фаза).

Вектор на комплексной плоскости

Обратите внимание, что size_array=2^p2. Первая точка массива соответствует частоте 0 Гц (постоянная), последняя точка соответствует частоте дискретизации, а именно 44100 Гц. В результате мы должны рассчитать частоту, соответствующей каждой точке, которые будут отличаться на частоту дельта:

double delta=((float)header.frequency)/(float)size_array; //частота дискретизации на размер массива. 

Алокируем массив амплитуд:

 double * ampl; ampl = calloc(size_array*2, sizeof(double)); 

И смотрим на картинку: амплитуда — это длина вектора. А у нас есть его проекции на действительную и мнимую ось. В результате у нас будет прямоугольный треугольник, и тут мы вспоминаем теорему Пифагора, и считаем длину каждого вектора, и сразу пишем её в текстовый файл:

for(i=0;i

В результате получаем файл примерно такого вида:

… 11.439514 10.943008 11.607742 56.649738 11.775970 15.652428 11.944199 21.872342 12.112427 30.635371 12.280655 30.329171 12.448883 11.932371 12.617111 20.777617 . 

Окончательная версия программы обитает на гитхабе вот тут:
github.com/dlinyj/fft

Пробуем!

Теперь скармливаем получившейся программе тот звуковой файл синуса

./fft_an ../generate_wav/sin\ 100\ Hz.wav format: 16 bits, PCM uncompressed, channel 1, freq 44100, 88200 bytes per sec, 2 bytes by capture, 2 bits per sample, 882000 bytes in data chunk=441000 log2=18 size array=262144 wav format Max Freq = 99.928 , amp =7216.136 

И получаем текстовый файл АЧХ. Строим его график с помощью гнуплота

Скрипт для построения:

#! /usr/bin/gnuplot -persist set terminal postscript eps enhanced color solid set output "result.ps" #set terminal png size 800, 600 #set output "result.png" set grid xtics ytics set log xy set xlabel "Freq, Hz" set ylabel "Amp, dB" set xrange [1:22050] #set yrange [0.00001:100000] plot "test.txt" using 1:2 title "AFC" with lines linestyle 1 

Обратите внимание на ограничение в скрипте на количество точек по X: set xrange [1:22050]. Частота дискретизации у нас 44100, а если вспомнить теорему Котельникова, то частота сигнала не может быть выше половины частоты дискретизации, следовательно сигнал выше 22050 Гц нас не интересует. Почему так, советую прочитать в специальной литературе.
Итак (барабанная дробь), запускаем скрипт и лицезреем:

Спектр нашего сигнала

Обратите внимание на резкий пик на частоте 100 Гц. Не забывайте, что по осям — логарифмический масштаб! Шерсть справа, как я думаю, ошибки преобразования Фурье (тут на память приходят окна).

А давайте побалуем?

А давайте! Давайте поглядим спектры других сигналов!

Вокруг шум…

Для начала построим спектр шума. Тема про шумы, случайные сигналы и т.п. достойна отдельного курса. Но мы её коснёмся слегка. Модифицируем нашу программу генерации wav-файла, добавим одну процедуру:

double d_random(double min, double max) < return min + (max - min) / RAND_MAX * rand(); >

она будет генерировать случайное число в заданном диапазоне. В результате main будет выглядеть так:

int main(int argc, char * argv[]) < int i; float amplitude = 32000; srand((unsigned int)time(0)); //инициализируем генератор случайных чисел for (i=0; iwrite_wav("test.wav", BUF_SIZE, buffer, S_RATE); return 0; > 

Сгенерируем файл, (рекомендую к прослушиванию). Поглядим его в audacity.

Сигнал в audacity

Поглядим спектр в программе audacity.

Спектр

И поглядим спектр с помощью нашей программы:

Наш спектр

Хочу обратить внимание на очень интересный факт и особенность шума — он содержит в себе спектры всех гармоник. Как видно из графика, спектр вполне себе ровный. Как правило, белый шум используется для частотного анализа пропускной способности, например, аудиоаппаратуры. Существуют и другие виды шумов: розовый, синий и другие. Домашнее задание — узнать, чем они отличаются.

А компот?

А теперь давайте посмотрим другой интереснейший сигнал — меандр. Я там выше приводил табличку разложений различных сигналов в ряды Фурье, вы поглядите как раскладывается меандр, выпишите на бумажку, и мы продолжим.

Для генерации меандра с частотой 25 Гц мы модифицируем в очередной раз наш генератор wav-файла:

int main(int argc, char * argv[]) < int i; short int meandr_value=32767; /* fill buffer with a sine wave */ for (i=0; ielse < meandr_value=32767; >> buffer[i]=meandr_value; > write_wav("test.wav", BUF_SIZE, buffer, S_RATE); return 0; > 

В результате получим звуковой файл (опять же, советую послушать), который сразу надо посмотреть в audacity

Его величество — меандр или меандр здорового человека

Не будем томиться и поглядим его спектр:

Спектр меандра

Пока не очень что-то понятно, что такое… А давайте поглядим несколько первых гармоник:

Первые гармоники

Совсем другое дело! Ну-ка поглядим табличку. Смотрите-ка, у нас есть только 1, 3, 5 и т.д., т.е. нечётные гармоники. Мы так и видим, что у нас первая гармоника 25 Гц, следующая (третья) 75 Гц, затем 125 Гц и т.д., при этом у нас амплитуда постепенно уменьшается. Теория сошлась с практикой!
А теперь внимание! В реальной жизни сигнал меандра у нас имеет бесконечную сумму гармоник всё более и более высокой частоты, но как правило, реальные электрические цепи не могут пропускать частоты выше какой-то частоты (в силу индуктивности и ёмкости дорожек). В результате на экране осциллографа можно часто увидеть вот такой сигнал:

Меандр курильщика

Эта картинка прям как картинка из википедии, где для примера меандра берутся не все частоты, а только первые несколько.

Сумма первых гармоник, и как меняется сигнал

Меандр так же активно используется в радиотехнике (надо сказать, что — это основа всей цифровой техники), и стоит понимать что при длинных цепях его может отфильтровать так, что, родная мама не узнает. Его так же используют для проверки АЧХ различных приборов. Ещё интересный факт, что глушилки телевизоров работали именно по принципу высших гармоник, когда сама микросхема генерировала меандр десятки МГц, а его высшие гармоники могли иметь частоты сотни МГц, как раз на частоте работы телевизора, и высшие гармоники успешно глушили сигнал вещания телевизора.

Вообще тема подобных экспериментов бесконечная, и вы можете теперь сами её продолжить.

Рекомендации по прочтению

Книга

Для тех, кто нифига не понял, что мы тут делаем, или наоборот, для тех, кто понял, но хочет разобраться ещё лучше, а так же для студентам, изучающим ЦОС, крайне рекомендую эту книгу. Это ЦОС для чайников, которым является автор данного поста. Там доступным даже для ребёнка языком рассказываются сложнейшие понятия.

Заключение

В заключении хочу сказать, что математика — царица наук, но без реального применения многие люди теряют к ней интерес. Надеюсь, данный пост подстегнёт вас к изучению такого замечательного предмета, как обработка сигналов, и вообще аналоговой схемотехнике (затыкайте уши, чтобы не вытекали мозги!). 🙂
Удачи!

Гармонические напряжения и токи

В предыдущих лекциях рассматривались электрические цепи при условии, что они находятся под воздействием постоянных напряжений и токов. В действительности же действующие в электрических цепях токи и напряжения являются переменными, т. е. представляют собой электрические колебания. Напомним, что колебаниями называются процессы, которые характеризуются определенной повторяемостью во времени. Различают непериодические и периодические колебания.

Гармонические напряжения и токи

Простейшим и в то же время наиболее важным типом периодических колебаний являются гармонические, когда колеблющаяся величина

Исключительная роль гармонических колебаний в теории и практике радиотехники объясняется следующими обстоятельствами:

  • они широко используются для передачи сигналов и электрической энергии (например, промышленный ток с частотой 50 Гц);
  • применяются как простейший испытательный сигнал;
  • являются единственным типом колебаний, форма которых не изменяется при прохождении через любую линейную систему;
  • любое периодическое негармоническое колебание может быть представлено в виде суммы (наложения) различных гармонических колебаний (такое представление называют спектром негармонического колебания).

Если временной интервал ограничен Гармонические напряжения и токито имеет место отрезок гармонического колебания, который уже будет обладать отличными от гармонического колебания свойствами; при этом чем больше временной интервал, тем ближе свойства отрезка к свойствам самого гармонического колебания; во всём курсе лекций предполагается, что временной интервал исчисляется от нуля до бесконечности: Гармонические напряжения и токи

Определение гармонических напряжений и токов

Электрическое гармоническое колебание аналитически записывают в виде функции:

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Традиционно в электротехнике используют синусную форму записи, а в теории электрических цепей (радиотехнике) — косинусную, которой, если это не оговаривается особо, и будем пользоваться в дальнейшем:

Гармонические напряжения и токи

(7.1)

Если под колебанием Гармонические напряжения и токипонимать ток Гармонические напряжения и токиили напряжение Гармонические напряжения и токито (7.1) будет представлять собой соответственно гармонический ток или гармоническое напряжение, причём Гармонические напряжения и токи

Гармоническое колебание определено полностью, если заданы все три его параметра: Гармонические напряжения и токи— амплитуда, Гармонические напряжения и токи— круговая частота, Гармонические напряжения и токи— начальная фаза.

Рассмотрим смысл указанных параметров (рис. 7.1):

Гармонические напряжения и токиамплитуда колебания — наибольшее по абсолютному значению отклонение колеблющейся величины; размерность амплитуды совпадает с размерностью колебания Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи— периодически изменяющийся аргумент функции Гармонические напряжения и токиназываемый мгновенной фазой или просто фазой колебания; выражается в радианах (рад); Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи— начальная фаза (рад) — значение мгновенной фазы при Гармонические напряжения и токи, т. е. Гармонические напряжения и токиначальная фаза может быть как положительной, так и отрицательной; начальная фаза определяет значение гармонического колебания в момент Гармонические напряжения и токии пропорциональна расстоянию от ближайшего максимума до оси ординат. При Гармонические напряжения и токимаксимум смещён влево от оси, а при Гармонические напряжения и токи— вправо; при Гармонические напряжения и токимаксимум располагается на оси ординат;

Гармонические напряжения и токи

— круговая частота (угловая скорость) — определяет скорость изменения фазы, выражается в радианах в секунду (рад/с),
т. е. круговая частота численно равна изменению мгновенной фазы за единицу времени (секунду).

Введём ещё два характерных для периодических колебаний параметра: период и частоту.

Т период колебания — наименьший интервал времени, через который процесс повторяется, а именно:

Гармонические напряжения и токи

(7.2)

этому периоду соответствует изменение фазы на Гармонические напряжения и токирадиан Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

(7.3)

Гармонические напряжения и токи

(7.4)

называется циклической частотой и измеряется в герцах (Гц).

Гармонические напряжения и токи

В ряде практических задач требуется знать фазовые соотношения между гармоническими колебания одинаковой частоты. Фазовые соотношения характеризуют разностью фаз сравниваемых колебаний.

Пусть рассматриваются два колебания

Гармонические напряжения и токи

(7.5)

Гармонические напряжения и токи

называется разностью фаз или сдвигом фаз этих колебаний. Если Гармонические напряжения и токито колебание Гармонические напряжения и токиотстаёт от колебания Гармонические напряжения и токипо фазе на угол Гармонические напряжения и токи; если Гармонические напряжения и токито колебание Гармонические напряжения и токиопережает колебание Гармонические напряжения и токина угол Гармонические напряжения и токи

Если сдвиг фаз между двумя колебаниями равен 0, Гармонические напряжения и токиили Гармонические напряжения и токирадиан, то говорят, что колебания происходят в фазе, противофазе или находятся в квадратуре соответственно.

Гармонические напряжения и токи

При практических расчётах часто начальную фазу выражают в градусах (°). Поскольку соответствует 180°, то нетрудно получить соотношение

Гармонические напряжения и токи

(7.6)

Линейные операции над гармоническими колебаниями

К линейным операциям над гармоническими колебаниями относятся: умножение на постоянное число (константу), дифференцирование, интегрирование и алгебраическое сложение гармонических колебаний одинаковой частоты. Результатом таких операций являются новые гармонические колебания той же частоты. Рассмотрим эти операции.

Гармонические напряжения и токи

1. Умножение на константу

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

даёт новое гармоническое колебание, амплитуда которого отличается от амплитуды исходного колебания в раз

Гармонические напряжения и токи

а фаза остаётся неизменной.

Гармонические напряжения и токи

Из полученного результата следует, что при дифференцировании получается гармоническое колебание той же частоты; однако амплитуда и начальная фаза изменяются и оказываются равными

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

даёт гармоническое колебание той же частоты, но амплитуда и начальная фаза изменяются и оказываются равными:

Гармонические напряжения и токи

соответственно при условии равенства нулю постоянной интегрирования.

4. Сложение (наложение, суперпозиция) гармонических колебаний одинаковой частоты

Гармонические напряжения и токи

Воспользуемся известной формулой сложения аргументов

Гармонические напряжения и токи

и представим гармонические колебания в виде:

Гармонические напряжения и токи

Складывая и группируя слагаемые, получаем:

Гармонические напряжения и токи

(7.7)

Гармонические напряжения и токи

(7.8)

Подставляя (7.8) в (7.7)

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

(7.8)

где при условии (7.8)

Гармонические напряжения и токи

(7.9)

Гармонические напряжения и токи

Остаётся найти амплитуду Для этого возведём в квадрат оба равенства (7.8) и извлечём корень из их суммы

Гармонические напряжения и токи

(7.10)

Помня, что Гармонические напряжения и токиисследуем результат (7.10) в зависимости от соотношения Гармонические напряжения и токии Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

• т. е. колебания находятся в фазе: амплитуда результирующего колебания максимальна и равна сумме амплитуд составляющих колебаний

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

• т. е. колебания находятся в противофазе: амплитуда результирующего колебания минимальна и равна абсолютному значению разности амплитуд составляющих колебаний

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

• т. е. колебания находятся в квадратуре: амплитуда результирующего колебания равна корню квадратному из суммы квадратов амплитуд составляющих колебаний

Гармонические напряжения и токи

Выводы:

  • линейные операции над гармонической функцией приводят лишь к изменению её амплитуды и начальной фазы;
  • наложение двух гармонических колебаний равных частот образует гармоническое колебание той же частоты; амплитуда результирующего колебания зависит от соотношения начальных фаз слагаемых колебаний и лежит в пределах

Гармонические напряжения и токи

  • наложение любого числа гармонических колебаний одной частоты образует гармоническое колебание той же частоты

Гармонические напряжения и токи

  • амплитуду и начальную фазу результирующего колебания можно найти, последовательно применяя формулы сложения гармонических колебаний для каждой пары колебаний.

Энергетические характеристики гармонических колебаний

Кроме указанных в разд. 7.1.1 параметров, гармонические колебания описываются энергетическими характеристиками:

  • мгновенной мощностью,
  • средней мощностью,
  • действующими (эффективными) значениями амплитуд напряжения и тока.

Мгновенная мощность гармонических колебаний при согласном выборе положительных направлений тока Гармонические напряжения и токии напряжения Гармонические напряжения и токиопределяется как произведение мгновенных значений тока и напряжения

Гармонические напряжения и токи

Заменив произведение косинусов на полусумму косинусов разности и суммы аргументов, получаем

Гармонические напряжения и токи

(7.11)

Гармонические напряжения и токи

откуда следует, что потребляемая мгновенная мощность содержит постоянную составляющую (первое слагаемое, на графике Рср), относительно которой она колеблется с удвоенной частотой (рис. 7.2).

Гармонические напряжения и токи

Положительным значениям мощности соответствует потребление цепью электрической энергии, а отрицательным значениям — отдача электрической энергии. В пассивных цепях это происходит за счёт энергии, запасаемой в конденсаторах (энергия электрического поля) и/или в индуктивностях (энергия магнитного поля). Для цепей, содержащих активные элементы, это означает, что цепь генерирует электрическую энергию.

Средняя (активная) мощность произвольных колебаний определяется как отношение энергии, подведённой к цепи за некоторый промежуток времени, к длительности этого промежутка Гармонические напряжения и токипри условии, что Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

(7.12)

Гармонические напряжения и токи

Для гармонических колебаний пределы интегрирования в (7.12) можно ограничить периодом колебания Т, полагая . При этих условиях из (7.12) и (7.11) имеем:

Гармонические напряжения и токи

(7.13)

Левый интеграл в полученной сумме равен:

Гармонические напряжения и токи

Обратимся к правому интегралу конечного выражения (7.13), представляющему собой интеграл от функции косинуса на периоде:

Гармонические напряжения и токи

Найдём этот интеграл:

Гармонические напряжения и токи

Числитель дроби равен нулю, поскольку, во-первых,

Гармонические напряжения и токи

и, во-вторых, в силу периодичности функции синуса справедливы равенства:

Гармонические напряжения и токи

Таким образом, правый интеграл в (7.13) равен нулю, т. е. попутно доказано, что интеграл от функции косинуса за период равен нулю (это справедливо и для функции синуса).

Следовательно, средняя мощность гармонического колебания равна:

Гармонические напряжения и токи

(7.14)

Гармонические напряжения и токи

где ; — разность фаз напряжения и тока на входе цепи, и является постоянной составляющей мгновенной мощности (7.11). Выражение (7.14) означает, что:

Гармонические напряжения и токи

  • средняя, или активная мощность пропорциональна амплитудам напряжения и тока и косинусу сдвига фазы между ними;
  • чем меньше разность фаз, тем больше активная мощность;
  • для пассивных цепей согласно принципу сохранения энергии при наличии зависимых источников это неравенство может не иметь силы;
  • средняя мощность, потребляемая цепью, должна быть равна арифметической сумме средних мощностей, потребляемых в каждом элементе цепи

Гармонические напряжения и токи

где Гармонические напряжения и токи— количество элементов в цепи, Гармонические напряжения и токи— средняя мощность, потребляемая Гармонические напряжения и токи-ым элементом.

На практике необходимо также знать среднеквадратичные значения произвольных напряжений и токов, которые определяются по формулам:

Гармонические напряжения и токи

(7.15)

Отсюда для периодических, в том числе и гармонических, колебаний в соответствии с (7.13) имеем:

Гармонические напряжения и токи

(7.16)

Подставляя в (7.16) выражения для мгновенных напряжений и токов

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

(7.17)

Гармонические напряжения и токи

Среднеквадратические значения напряжений и токов называют действующими (эффективными). Они меньше амплитуд соответствующих колебаний в раз.

Покажем вывод формул (7.17) на примере напряжения:

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

подкоренное выражение примет вид:

Гармонические напряжения и токи

поскольку по доказанному ранее второй интеграл последней суммы равен нулю.

Действующие значения напряжения и тока позволяют записать среднюю мощность в форме:

Гармонические напряжения и токи

Символическое изображение гармонических колебаний

Гармонические напряжения и токи в линейной цепи находятся в результате решения задач анализа, которые даже для относительно простых цепей, как это будет видно из дальнейшего, оказываются достаточно трудоёмкими. На практике используются функциональные преобразования, в результате которых операции над исходными функциями заменяются более простыми операциями над некоторыми новыми функциями. Исходные функции называются оригиналами, а соответствующие им новые функции — изображениями или символами.

Решение любой задачи методом функционального преобразования состоит из трёх следующих основных этапов:

  1. Прямого преобразования оригиналов к их изображениям (символам).
  2. Вычисления изображений искомых функций по правилам операций над изображениями.
  3. Обратного преобразования полученных изображений искомых функций к их оригиналам.

Рассматриваемое здесь функциональное преобразование, получившее название символического изображения гармонических колебаний, не является единственным; в лекции 16 будет рассмотрено более общее преобразование — преобразование Лапласа.

Гармонические напряжения и токи

Идея символического изображения гармонических колебаний состоит в замене гармонических функций комплексными числами. Возможность такого изображения гармонических функций заложена в том, что в режиме гармонических колебаний все колебания имеют одну и ту же заранее известную частоту равную частоте внешнего воздействия. Тогда гармоническое колебание

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

достаточно охарактеризовать только двумя вещественными числами: которые можно объединить в одно комплексное число и рассматривать его как символическое изображение гармонического колебания. А операции над числами проще операций над функциями.

Гармонические напряжения и токи

Представим гармоническое колебание в виде действительной части новой комплексной функции, опустив для простоты записи индекс 0 при

Гармонические напряжения и токи

(7.18)

Тогда комплексная функция, стоящая в правой части равенства, может быть представлена как произведение некоторой комплексной функции на комплексную экспоненту

Гармонические напряжения и токи

Определение:

Гармонические напряжения и токи

(7.19)

называется комплексной амплитудой или символическим изображением гармонического колебания: её модуль равен амплитуде Гармонические напряжения и токиа аргумент — начальной фазе Гармонические напряжения и токигармонического колебания.

Восстановление Гармонические напряжения и токипо символическому изображению Гармонические напряжения и токиясно из соотношений (7.18) и (7.19). Например, гармоническое напряжение

Гармонические напряжения и токи

имеет комплексную амплитуду (символическое изображение) вида:

Гармонические напряжения и токи

Соответствия между линейными операциями над гармоническими колебаниями и операциями над их символическими изображениями

1. Умножение на константу:

Гармонические напряжения и токи

Полученная формула показывает, что умножению гармонического колебания на константу соответствует умножение на константу его комплексной амплитуды.

2. Сложение: пусть гармоническое колебание Гармонические напряжения и токипредставляет собой сумму N гармонических колебаний одинаковой частоты со, но имеющих разные амплитуды Гармонические напряжения и токии начальные фазы Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Применим к обеим частям данного равенства преобразование (7.41) с учётом того, что суммируемые колебания имеют одну и ту же частоту. Тогда получим:

Гармонические напряжения и токи

Следовательно, операции сложения (суммирования) гармонических колебаний соответствует операция сложения их комплексных амплитуд.

3. Дифференцирование: дифференцируя функцию

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Комплексная амплитуда, т. е. символическое изображение найденной функции, оказывается такой:

Гармонические напряжения и токи

поскольку согласно формуле Эйлера (7.40)

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Следовательно, операции дифференцирования гармонического колебания соответствует операция умножения его комплексной амплитуды на оператор

4. Интегрирование: интегрируя функцию

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Символическое изображение этой функции имеет вид:

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Следовательно, операции интегрирования гармонического колебания соответствует операция деления символического изображения на оператор

Заметим, что комплексные амплитуды напряжения и тока имеют вид:

Гармонические напряжения и токи

Например, мгновенному значению гармонического напряжения

Гармонические напряжения и токи

В соответствует комплексная амплитуда напряжения

Гармонические напряжения и токи

а комплексной амплитуде тока

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

при известной круговой частоте соответствует мгновенное значение гармонического тока:

Гармонические напряжения и токи

Законы Ома и Кирхгофа для комплексных амплитуд

  • комплексную амплитуду тока Гармонические напряжения и токи
  • комплексную амплитуду напряжения Гармонические напряжения и токи

Покажем, что изученные ранее законы Ома и Кирхгофа справедливы и для комплексных амплитуд.

Закон Ома в символической форме:
для определения закона Ома необходимо установить связи между комплексными токами и напряжениями, действующими в некотором двухполюснике (рис. 7.3).

Гармонические напряжения и токи

Введём следующие определения:

Гармонические напряжения и токи

Комплексным сопротивлением двухполюсника называется отношение комплексных амплитуд напряжения и тока на входе двухполюсника

Гармонические напряжения и токи

(7.20)

Комплексное сопротивление называют также комплексом полного сопротивления, или импедансом.

Гармонические напряжения и токи

Комплексной проводимостью двухполюсника называется отношение комплексных амплитуд тока и напряжения на входе двухполюсника

Гармонические напряжения и токи

(7.21)

Комплексную проводимость называют также комплексом полной проводимости, или адмитансом.

Из определений следует соотношение:

Гармонические напряжения и токи

(7.22)

откуда вытекает, что комплексные амплитуды напряжений и токов на входе двухполюсника формально удовлетворяют закону Ома:

Гармонические напряжения и токи

(7.23)

Комплексные сопротивления и проводимости двухполюсников представляют собой в общем случае комплексные величины, зависящие как от параметров цепи, так и от частоты воздействия.

Первый закон Кирхгофа в символической форме:
сумма комплексных амплитуд токов всех N ветвей, подключённых к каждому из узлов электрической цепи, равна нулю.

Действительно, для мгновенных значений токов имеем:

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

где — номер ветви, подключённой к рассматриваемому узлу. Тогда, заменяя мгновенные значения токов их комплексными амплитудами, согласно правилу сложения комплексных амплитуд получаем:

Гармонические напряжения и токи

Второй закон Кирхгофа в символической форме.
сумма комплексных амплитуд напряжений на всех N ветвях, входящих в любой контур цепи, равна нулю.

Это показывается так же, как и для первого закона:

Гармонические напряжения и токи

Комплексные сопротивления и проводимости

Поставим задачу установить связь между активными и реактивными составляющими комплексных сопротивлений и проводимостей, для чего подробнее рассмотрим комплексные амплитуды напряжения и тока (7.45).

Из комплексной амплитуды напряжения имеем:

Гармонические напряжения и токи

(7.24)

Гармонические напряжения и токи

называется модулем комплексного сопротивления, или полным сопротивлением двухполюсника. Таким образом, полное сопротивление двухполюсника равно отношению амплитуды гармонического напряжения на зажимах двухполюсника к амплитуде гармонического тока, протекающего через эти зажимы.

Аналогично из соотношения

Гармонические напряжения и токи

можно выделить модуль комплексной проводимости, или полную проводимость двухполюсника:

Гармонические напряжения и токи

Аргументы комплексного сопротивления и комплексной проводимости у пассивных двухполюсников могут меняться только в пределах:

Гармонические напряжения и токи

Для решения поставленной задачи представим комплексное сопротивление и комплексную проводимость в алгебраической форме:

Гармонические напряжения и токи

— активная составляющая,

Гармонические напряжения и токи

— реактивная составляющая комплексного сопротивления. Подобным образом для комплексной проводимости

Гармонические напряжения и токи

(7.27)

Гармонические напряжения и токи

— активная составляющая,

Гармонические напряжения и токи

— реактивная составляющая комплексной проводимости.

Наконец, установим связь между активными и реактивными составляющими комплексных сопротивлений и проводимостей:

Гармонические напряжения и токи

(7.28)

Аналогично получаем соотношения:

Гармонические напряжения и токи

(7.29)

Выводы:

  • активные составляющие комплексных сопротивлений и проводимостей пассивных двухполюсников не могут принимать отрицательных значений;
  • реактивные составляющие могут принимать как положительные, так и отрицательные значения: если Гармонические напряжения и токии Гармонические напряжения и токисопротивление (проводимость) имеет индуктивный характер, в противном случае — ёмкостной;
  • если колебания напряжения и тока происходят в фазе Гармонические напряжения и токидвухполюсник обладает чисто активным сопротивлением (проводимостью).

Комплексные числа и операции над ними

Рассмотрим всевозможные пары действительных (обычных) чисел, взятых в определённом порядке. Каждую такую упорядоченную пару Гармонические напряжения и токиназывают комплексным числом, обозначают одной буквой (например, Гармонические напряжения и токи) и записывают в виде

Гармонические напряжения и токи

где символ Гармонические напряжения и токиотделяет одно число из пары от другого; знаки ± указывают на то, что два действительных числа объединяются в нечто единое. Число а называется действительной частью Гармонические напряжения и токичисло Гармонические напряжения и токимнимой частью Гармонические напряжения и токикомплексного числа. Комплексные числа Гармонические напряжения и токиможно записывать как Гармонические напряжения и токисоответственно. При этом:

  • комплексное число вида Гармонические напряжения и токиназывается действительным (вещественным);
  • комплексное число вида Гармонические напряжения и токиназывается чисто мнимым;
  • число 0— единственное комплексное число, которое является одновременно и действительным, и мнимым;
  • два комплексных числа, которые отличаются только знаком мнимой части, называются комплексно-сопряжёнными; число, комплексно-сопряжённое с числом Гармонические напряжения и токиобозначают Гармонические напряжения и токитаким образом, если Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Запишем формулы для натуральных степеней числа

Гармонические напряжения и токиИз (7.30) видно, что при возведении числа j в степень п наблюдается периодичность значений степени, а именно: из равенства Гармонические напряжения и токиследует, что если Гармонические напряжения и токиИными словами: чтобы найти Гармонические напряжения и токидостаточно возвести Гармонические напряжения и токив степень, показатель которой равен остатку от деления Гармонические напряжения и токина 4.

Арифметические действия над комплексными числами

  1. Два комплексных числа считаются равными, если равны их действительные и мнимые части.
  2. Сложение, вычитание и умножение комплексных чисел следует производить так, словно это многочлены относительно буквы Гармонические напряжения и токипри этом произведение Гармонические напряжения и токизаменяется на -1.

Гармонические напряжения и токи

Пусть тогда на основании записанных правил получаем:

равенство Гармонические напряжения и токиесли Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

сумму или в общей форме:

Гармонические напряжения и токи

(7.31)

разность:

Гармонические напряжения и токи

(7.32)

произведение:

Гармонические напряжения и токи

или в общей форме

Гармонические напряжения и токи

(7.33)

3. Деление комплексных чисел определяется как действие, обратное умножению: частным от деления комплексного числа Гармонические напряжения и токина число Гармонические напряжения и токиназывают такое число Гармонические напряжения и токи, что Гармонические напряжения и токит. е.

Гармонические напряжения и токи

(7.34)

4. Полезные тождества:

Гармонические напряжения и токи

(7.35)

Геометрический смысл комплексных чисел

Как известно, положение точки Z на координатной плоскости задаётся двумя действительными числами, являющимися координатами этой точки, что записывается в виде Гармонические напряжения и токи, но точно так же задаётся и комплексное число z. Таким образом, между координатами точки и комплексным числом существует однозначное соответствие, а именно: точке Гармонические напряжения и токина плоскости соответствует комплексное число Гармонические напряжения и токи; это комплексное число назовём комплексной координатой, а саму плоскость — комплексной плоскостью, по оси абсцисс которой откладываются значения действительной части Гармонические напряжения и токиа по оси ординат — значения мнимой части Гармонические напряжения и токикомплексного числа Гармонические напряжения и токиЭти оси комплексной плоскости называются действительной и мнимой соответственно (рис. 7.4, а). Комплексной координатой начала координат О является число 0 (нуль).

Гармонические напряжения и токи

С другой стороны, на той же комплексной плоскости выберем произвольный радиус-вектор Гармонические напряжения и токидля простоты выходящий из начала координат. Тогда конец его будет иметь координату Гармонические напряжения и токиКомплексное число Гармонические напряжения и токиназывается комплексной координатой вектора А. Длина Гармонические напряжения и токиэтого вектора (расстояние от начала координат до точки Гармонические напряжения и токиназывается модулем комплексного числа Гармонические напряжения и токи.

Гармонические напряжения и токи

Угол Гармонические напряжения и токинаклона вектора к действительной оси называется аргументом Гармонические напряжения и токичисла Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

где называется главным значением аргумента (главным аргументом); главное значение аргумента удовлетворяет неравенствам:

Гармонические напряжения и токи

(7.37)

Из рис. 7.4, б следует, что

Гармонические напряжения и токи

(7.38)

Аргумент считается положительным при отсчёте против часовой стрелки и отрицательным — при отсчёте в противоположном направлении.

Формулы Эйлера и Муавра

Вновь обратимся к рис. 7.4, б и найдём значения Гармонические напряжения и токии Гармонические напряжения и токичерез значения Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

Гармонические напряжения и токи

которые позволяют записать комплексное число в тригонометрической форме:

Гармонические напряжения и токи

(7.39)

В 1743 году Эйлер предложил обозначить

Гармонические напряжения и токи

(7.40)

и назвать полученное соотношение мнимой экспонентой. Тогда комплексное число z можно записать в показательной (полярной) форме

Гармонические напряжения и токи

(7.41)

Из (7.40) следуют две формулы, выражающие через Гармонические напряжения и токии Гармонические напряжения и токимнимые экспоненты. Заменяя в (7.40) Гармонические напряжения и токина Гармонические напряжения и токи, имеем:

Гармонические напряжения и токи

(7.42)

Складывая и вычитая почленно (7.40) и (7.42), получаем:

Гармонические напряжения и токи

(7.43)

откуда следуют интересующие нас формулы:

Заметим также, что модуль комплексной экспоненты равен единице; действительно:

Гармонические напряжения и токи

(7.44)

Гармонические напряжения и токи

Найдём выражение, соответствующее степени мнимой экспоненты (7.40):

Гармонические напряжения и токи

(7.45)

Гармонические напряжения и токи

(7.46)

Формулы (7.45) и (7.2) называются формулами Муавра.

  1. Электротехника
  2. Основы теории цепей
  • Энергетические характеристики двухполюсников
  • Комплексные функции электрических цепей
  • Гармонические колебания в колебательном контуре
  • Частотные характеристики линейных электрических цепей
  • Электрические цепи несинусоидального тока
  • Несинусоидальный ток
  • Электрические цепи с распределенными параметрами
  • Резистивные электрические цепи и их расчёт

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.