Как замерить напряжение аккумулятора

Как определить заряд, емкость и плотность автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра

Каждый владелец автомобиля получит пользу от этого измерительного прибора. Его можно использовать в полевых условиях для быстрого и надежного определения многих вещей. Идея заключается в том, чтобы узнать, работает ли батарея правильно или с ней что-то не так.

Заряд

Самые современные автомобильные батареи — это литий-ионные (Li-Ion) батареи. Используя мультиметр, можно легко проверить, заряжен аккумулятор или нет. Это делается следующим образом:

  1. Отсоедините аккумулятор и дайте ему «отдохнуть» в течение 5 — 6 часов.
  2. Мультиметр переходит в режим вольтметра (измерение напряжения).
  3. Литиевые батареи имеют диапазон тока от 12,7 до 13,2 В, поэтому измерительный прибор покажет 20 В. Напряжение будет измеряться от этого значения и ниже.
  4. Подключите мультиметр к батарее: красный — к «плюсу», черный — к «минусу». Если кабели одинакового цвета, обратитесь к маркировке.

На дисплее мультиметра должны появиться цифры. Это хороший индикатор состояния батареи:

  • 12,7 — 13,2 В — питание в норме;
  • 12,1 — 12,4 В — зарядка примерно наполовину, т.е. требуется дозарядка;
  • 11,6 — 12 В — «разряженная» батарея, которая уже вряд ли сможет служить источником питания;
  • до 11 В — разряженная батарея, которую можно отправить на переработку.

Уровень заряда батареи по напряжению

Таблица для определения состояния заряда батареи по напряжению.

Проверить батарею с помощью мультиметра и сразу убедиться в ее исправности несложно, но это занимает некоторое время.

Ток утечки

Ток утечки — это показатель количества энергии, используемой для поддержания работы подключенного бортового оборудования. Каждая батарея имеет определенное минимальное значение тока утечки. В среднем этот показатель составляет от 55 до 80 мА.

Именно эти токи «расходуются» на поддержание работы радио, системы впрыска топлива, сигнализации и т.д. Общая утечка не должна превышать 70 мА. При превышении этого значения батарея будет разряжаться быстрее, сокращая срок ее службы.

Проверка тока утечки:

Проверка тока утечки

Проверьте ток утечки с помощью мультиметра.

  1. Отключите все потребители электроэнергии.
  2. Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
  3. Установите мультиметр на диапазон постоянного тока до 10 A.
  4. Подключите «плюсовой» провод прибора к «плюсу» батареи.
  5. Минусовой вывод тестера подключается к снятому минусовому выводу.
  6. Прочтите прочитанное.

Если утечки нет, на дисплее отображаются нули. Если есть утечка, вы увидите, как быстро разряжается батарея. Если значения выше стандартных, необходимо определить прожорливого потребителя, вынимая по очереди предохранители и вставляя их обратно.

Плотность

Обычно уровень электролита проверяют с помощью специальной стеклянной трубки с градуированной шкалой — ареометра. Но мультиметр также справится с этой задачей. Инструкции:

  1. Переключите тестер в режим «Напряжение», подключите к нему провода с «крокодилами».
  2. Переключатель установлен на 20 вольт — все, что ниже, будет показано.
  3. Черный провод подключаем к «минусу», красный — к «плюсу».
  4. Посмотрите на значение напряжения и сравните со стандартом. Полностью заряженная батарея имеет напряжение 12,7 В. Если 12,1 — 12,4 заряжены наполовину, то плотность не верна.

Читайте по теме: Как подключить автомагнитолу напрямую к аккумулятору

Рекомендуется проверять плотность электролита каждые 15 — 20 000 км.

Плотность электролита при различных температурах

Плотность электролита при различных температурах.

Емкость

Емкость можно определить, проверив разряд батареи. Для начала аккумулятор полностью заряжен. Чтобы убедиться, что он полностью заряжен, проверяется напряжение и плотность электролита.

Затем подключается нагрузка, например, лампочка на 24 В, и фиксируется время. Когда напряжение падает до 50%, лампочка выключается. Энергоемкость, измеряемая в ампер-часах (Ah), определяется путем умножения тока в цепи с подключенной нагрузкой на количество часов, затраченных на разрядку теста. Если это значение близко к номинальному, то батарея в порядке.

Напряжение

Нормальное напряжение батареи

Напряжение батареи в норме.

Это можно сделать при выключенном двигателе. Напряжение батареи от 13,5 до 14 вольт является нормальным. Батарея с таким напряжением считается находящейся в хорошем состоянии.

Если измерительный прибор показывает более 14,2 В, аккумулятор заряжен не полностью. Генератор переменного тока в это время напряженно работает, чтобы обеспечить питание всех потребителей. Зимой аккумулятор замерзает и разряжается, поэтому тест может не показать правильные значения с первого раза.

Если вы проверяете при работающем двигателе и выключенных потребителях, а прибор показывает менее 13 вольт, генератор работает нестабильно, т.е. не может полностью зарядить аккумулятор.

Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра

Специальное устройство может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Их можно купить в любом крупном автосалоне или в секции «вся электрика» строительного супермаркета. Как это сделать — пункт за пунктом:

  1. Убедитесь, что зажигание автомобиля выключено.
  2. Переключите мультиметр в режим вольтметра и установите переключатель на 20 вольт.
  3. Подключите провода к соответствующим клеммам на устройстве.
  4. Поместите металлические щупы на концы проводов к клеммам аккумулятора — красный для плюса и черный для минуса.
  5. Запишите показания.

Эта таблица показывает, что батарея заряжена не полностью, если напряжение на клеммах батареи меньше 12,7 В.

Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром на внутреннее сопротивление

Важно знать, как проверить автомобильный аккумулятор с помощью мультиметра на внутреннее сопротивление. Для этого вам также необходим груз. Возьмем галогенную лампу мощностью 60 Вт. Потребляемый ток составит 5 А. Если ток составляет 100 А, потеря напряжения не должна превышать 1 В. Таким образом, при нашем значении 5 А напряжение составляет около 0,05 В.

Читайте по теме: Замкнула банка аккумулятора, что делать

Как правильно проверить аккумулятор с помощью мультиметра:

  1. Подключите лампу к аккумулятору.
  2. Подождите, пока лампочка не начнет светиться.
  3. Когда это произойдет, измерьте напряжение на клеммах аккумулятора, т.е. используйте мультиметр.
  4. Запишите результаты измерений.
  5. Выключите лампочку.
  6. Снова проверьте напряжение на клеммах.

Теперь остается только определить разницу между этими двумя значениями. Если разница составляет менее 0,05 вольт, то батарея в порядке, т.е. внутреннее сопротивление правильное. Если разница большая, значит, батарея сильно изношена, постарайтесь заменить ее как можно скорее.

Теперь в вашей копилке есть ответ на вопрос: можно ли проверить внутреннее сопротивление батареи с помощью мультиметра?

Если вы не хотите самостоятельно разбираться, как измерить амперы мультиметром в аккумуляторе, как измерить заряд батареи, как проверить мультиметром авто аккумулятор другие параметры, не переживайте. Всегда найдутся специалисты, которые за деньги или по знакомству проведут все необходимые измерения с помощью батарейного мультиметра.

Проверка работоспособности АКБ мультиметром — особенности и недостатки способа

Как проверить аккумулятор с помощью мультиметра? Для определения уровня заряда достаточно измерить напряжение на клеммах, при этом батарея должна быть полностью отключена от нагрузки и находиться в таком состоянии не менее 2 часов. Установите мультиметр на нужный режим и диапазон измерений (см. раздел выше). Подключите мультиметр, измерьте напряжение и сверьтесь с таблицей ниже.

Напряжение на клеммах аккумулятора в зависимости от уровня заряда аккумулятора

Напряжение на клеммах холостого хода, В Уровень заряда, %
Низкоантимониальные (Sb/Sb) и гибридные (Sb/Ca) Кальциевые (Ca/Ca) и AGM/гель (Ca/Ca)
12,51-12,66 12,66-12,81 100
12,31-12,46 12,46-12,61 75
12,1-12,25 12,26-12,41 50
11,92-12,07 11,86-12,01 25
11,75-11,90 11,66-11,81

Этот метод довольно прост, но он работает только в том случае, если вы знаете, что аккумулятор находится в хорошем состоянии, и просто решили оценить его заряд. Если батарея старая, измерение напряжения «холостого хода» ничего не даст. Без нагрузки он может быть нормальным, но достаточно включить, например, фары, как те же 12,8 В превратятся в 9-10.

Поэтому для более или менее качественного контроля батареи одного мультиметра недостаточно. Необходимо измерить напряжение заряженной батареи. Как говорится, проверьте его на амперы. В качестве нагрузки мы будем использовать фару мощностью 55 Вт.

Прежде всего, измерьте напряжение на ненагруженной батарее (см. выше) и запишите показания. Теперь подключите нагрузку и подождите 2-3 минуты. Не отключая нагрузку, снова измерьте напряжение. Если напряжение не упало более чем на 0,3-0,4 вольта, то батарея, скорее всего, исправна.

Мнение экспертаАлексий БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Задать вопрос Важно: Все вышеперечисленное применимо, если аккумулятор заряжен не менее чем на 75%. Если он менее заряжен, падение напряжения может быть больше. Это не повод для паники. Полностью зарядите аккумулятор и повторите проверку.

Читайте по теме: Почему не горит лампа зарядки аккумулятора в автомобиле — что делать

Как измерить автомобильный аккумулятор мультиметром на ёмкость

Как проверить аккумулятор мультиметром, чтобы узнать его емкость? Он показывает, сколько аккумулятор отдаст за определенное время и при определенном напряжении. Емкость выражается в Ач. Вы можете измерить его мультиметром под нагрузкой.

Если вы хотите узнать, как проверить батарею мультиметром под нагрузкой, возьмите две фары. Они подключены параллельно. В нашем примере их суммарная мощность составляет 110 Вт. Мы будем подавать через лампочки ток приблизительно 9 А. Перед началом процесса убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен.

Инструкции по проверке аккумулятора мультиметром на автомобиле:

  1. Подключите нагрузку и измерительный прибор к клеммам. Выберите функцию измерения напряжения.
  2. Замерьте время и подождите, пока напряжение на клеммах аккумулятора не упадет до 10,3 В.
  3. Посмотрите на таймер и определите, через какое время аккумулятор потерял заряд. Пусть в нашем примере это будет 7 часов.
  4. Рассчитайте мощность. Для этого умножьте время (в часах) на ток разряда (в нашем случае 9), т.е. 7 * 9 = 63 Ач. Затем откройте паспорт батареи и посмотрите на указанную в нем емкость. Например, 65 Ah. Как вы можете видеть, разница очень мала, так что все в порядке. Если емкость значительно меньше емкости заводской таблички, батарею следует заменить.

Помните, что батарея не должна быть полностью разряжена, поэтому при измерении не допускайте падения напряжения ниже 10,3 В. Свинцово-кислотные аккумуляторы нельзя хранить разряженными, поэтому заряжайте их сразу после проверки, иначе через несколько дней они будут пригодны только для мусора.

Вот как проверяется батарея с помощью мультиметра.

Как измерить силу пускового тока

При измерении пускового тока необходимо решить две проблемы:

  • амплитуда пуска может достигать сотен ампер — не каждый мультиметр может измерить это значение;
  • Продолжительность импульса невелика — в лучшем случае несколько секунд, из-за инерционности прибора он может не отображаться, поэтому следует использовать мультиметры с функцией сохранения пиковых результатов (функция HOLD).

Для этой процедуры подходит только профессиональный мультиметр с зажимом постоянного тока. Эти устройства стоят дорого, но являются единственным способом измерения уровня пускового тока, обычный тестер не сможет надежно измерить уровень пускового тока.

Переключите тестер в режим измерения постоянного тока (указан стрелкой), нажмите кнопку размыкания зажима, возьмитесь за провод, подключенный к батарее (плюс или минус), и переключите его в режим измерения максимального напряжения. После этого запустите двигатель (не снимайте клеммы аккумулятора!). Клещи зарегистрируют наибольшее значение — это и будет ток холодного запуска.

  • https://odinelectric.ru/knowledgebase/proverka-avtomobilnogo-akkumuljatora-multimetrom
  • https://favorit-motors.ru/articles/ekspluataciya-avto/proveryaem-samochuvstvie-akkumulyatora-avtomobilya-raznyimi-sposobami/
  • https://BatteryService.ru/kak-proverit-avtomobilnyj-akkumulyator/
  • https://diagnozbibike.ru/proverka-akkumulyatora/
  • https://kvazar-ufa.com/articles/kak-proverit-akkumuliator-multimetrom/
  • https://Acums.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/kak-proverit-multimetrom
  • https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/proverka-akkumulyatora-multimetrom
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/kak-proverit-akkumulyator-avtomobilya-multimetrom-2
  • https://probatareiki.ru/akkumulyatory/proverka-akkumulyatora-multimetrom-podrobnaya-instruktsiya
  • https://auto-gl.ru/proveryaem-avtomobil-nyy-akkumulyator-mul-timetrom/
  • https://EvoSnab.ru/instrument/test/kak-proverit-akkumuljator-multimetrom

Проверка аккумулятора мультиметром — подробная инструкция

Аккумулятор – важный компонент, без которого машина просто не поедет. Многие водители относятся к АКБ как к расходному материалу – заменяют новой, когда начинает барахлить. Источники питания «стареют», но это можно замедлить, если вовремя их обслуживать и соблюдать правила эксплуатации. Проверка аккумулятора мультиметром позволит оценить его работоспособность.

Проверка аккумулятора мультиметром

Что такое мультиметр и как он работает

Мультиметром называется прибор, которым в домашних условиях можно замерить напряжение аккумулятора. А отталкиваясь от значения напряжения легко определить, заряжен он или нуждается в подзарядке.

Обычно прибором выполняется замер напряжения, но с ним также можно узнать:

  • о факте утечки тока;
  • энергоемкость;
  • внутреннее сопротивление;
  • силу тока или ампераж.

К слову, необходимость померить вольтаж порой возникает не только при наличии авто аккумулятора, но и источника питания смартфона или любого другого устройства.

Конечно, продаются АКБ с индикатором, который отражает заряд. Но стоят такие модели на 20 – 30% дороже обычных. Обзаведясь мультиметром, и научившись с ним обращаться, реально продлить срок эксплуатации аккумулятора.

Порядок проверки аккумулятора

Порядок снятия аккумулятора

Прежде чем приступать к тестам, надо визуально оценить состояние источника питания. Например, поврежденный корпус может стать причиной его выхода из строя.

Для лучшей оценки лучше извлечь батарею из посадочного гнезда. Отсоединяют кабели в такой последовательности: сначала клемму заземления, то есть «минус», потом «плюс». Чтобы достать аккумулятор, достаточно открутить прижимной механизм. Есть еще удерживающий механизм, и он должен быть в рабочем состоянии, так как предотвращает тряску батареи.

Исправность или неисправность АКБ можно определить по внешним признакам. Если видны выпуклости сбоку или на крышке, трещины, повреждения клемм, вероятно, источник питания «отжил» свое. Если дело только в кабелях, они износились или треснули, их заменить куда проще.

Что можно проверить мультиметром

Этот измерительный прибор пригодится каждому автовладельцу. С ним можно оперативно, «в поле», определить ряд показателей. И уже по цифрам судят, аккумуляторная батарейка работает исправно или с ней что-то не так.

Заряд

Наиболее современные автомобильные аккумуляторы – литий-ионные (Li-Ion). С помощью мультиметра легко проверить, заряжена АКБ или нет. Делается это так:

  1. Отсоединяют батарею и дают ей «отдохнуть» 5 – 6 часов.
  2. Мультиметр переводят в режим «Вольтаж» (замер напряжения).
  3. Литиевые АКБ выдают ток в пределах 12.7 – 13.2 В, поэтому на приборе выставляют отметку 20 В. Замеряться будет напряжение от этого значения и ниже.
  4. Провода мультиметра подводят к аккумулятору: красный – на «плюс», черный – на «минус». Если кабеля одного цвета, ориентируются на маркировку.

Мультиметр должен показывать цифры на дисплее. По ним судят о состоянии АКБ:

Степень заряженности АКБ по напряжению

  • 12.7 – 13.2 В – источник питания исправен;
  • 12.1 – 12.4 В – примерно половинная зарядка, то есть надо пополнить запас;
  • 11.6 – 12 В – «истощенная» батарея, которая вряд ли уже послужит источником энергии;
  • до 11 В – отработанный аккумулятор, который можно отправлять на утилизацию.

Проверить аккумулятор мультиметром, чтобы навскидку оценить его работоспособность, несложно, надо только немного времени.

Ток утечки

Утечка тока – показатель, отражающий сколько тратится энергии на поддержание работы подключенных к бортовой сети потребителей. Для каждой батареи предусмотрено конкретное значение минимальной утечки тока. В среднем это от 55 до 80 мА.

Это токи, которые «уходят» на поддержание функционирования магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и т.д. В сумме утечка не должна превышать 70 мА. Если будет больше, батарея начнет сильней разряжаться, что быстрее сократит ее срок службы.

Проверка утечки тока:

Проверка тока утечки

  1. Отключают всех потребителей энергии.
  2. С батареи снимают клемму «минус».
  3. Мультиметр переводят в режим замера постоянного тока в диапазоне до 10 А.
  4. «Плюсовой» провод прибора соединяют с «плюсом» аккумулятора.
  5. К снятому «минусу» подводят «минус» тестера.
  6. Считывают показания.

Если утечек нет – покажет нули. При наличии утечки будет понятно, как быстро садится АКБ. Если значения выше нормы, надо определить прожорливого потребителя, поочередно отключая предохранители и возвращая их на место.

Плотность

Обычно уровень электролита проверяют специальной стеклянной трубкой, имеющей шкалу с делениями – ареометром. Но подойдет и мультиметр. Инструкция:

  1. Тестер переводят в режим «Вольтаж», подключают к нему провода с «крокодилами».
  2. Переключатель ставят на отметку 20 В – будет показывать все, что ниже.
  3. Черный провод соединяют с «минусом», красный – с «плюсом».
  4. Смотрят на значение напряжения и сравнивают с нормой. У полностью заряженной батареи 12.7 В. Если 12.1 – 12.4 – заряжена наполовину, плотность не соответствует норме.

Плотность электролита рекомендуется замерять каждые 15 – 20 тысяч км пробега.

Плотность электролита при разных температурах

Емкость

Измерить емкость можно путем контрольного разряда аккумулятора. Для начала полностью заряжают АКБ. Чтобы убедиться, что она полностью набрала заряд, проверяют напряжение и плотность электролита.

Затем подключается нагрузка, к примеру, лампочка на 24 В, и фиксируется время. Когда напряжение снизится до 50%, лампу накаливания отключают. Энергоемкость, измеряемая в Ампер-часах (Ач) замеряется так: умножают силу тока в цепи при подключенной нагрузке на кол-во часов, отведенных на контрольный разряд. Если полученное значение близко к номиналу, значит с батарей все в порядке.

Напряжение

Нормальное напряжение на АКБ

Проверку можно выполнять при выключенном моторе. Нормой считается 13.5 – 14 В. АКБ с таким напряжением считается исправной.

Если на приборе пишет более 14.2 В, батарея полностью не заряжается. Генератор в это время работает усиленно, чтобы дать энергию всем потребителям. Зимой аккумулятор мерзнет и разряжается, поэтому тест не с первого раза может показать правильные значения.

Если проверять с запущенным двигателем и отключенными потребителями, и прибор показывает меньше 13 В, значит генератор работает с перебоями, то есть не способен полностью зарядить АКБ.

Внутреннее сопротивление

Замеры несложные, но понадобится нагрузка, например, галогеновая лампочка на 60 Вт с током потребления в 5 А. При ампераже в 100 А потеря напряжения не должна превышать 1 В. Соответственно, при 5 А – около 0.05 В. Инструкция:

  1. Подключают лампу к АКБ и ждут, когда она загорится.
  2. Проверяют напряжение мультиметром, записывают значение.
  3. Отключают лампу и сверяют новые показатели вольтажа.

Если разница – не больше 0.05 В, аккумулятор исправен. Большие значения свидетельствуют об износе.

Мультиметр – простой в освоении прибор, которым должен владеть каждый водитель. С ним можно оперативно оценить состояние источника питания, и предпринять вовремя действия для продления его срока службы. В то же время многие полагаются на сведения бортового компьютера, но он не настолько точен.

Как проверить емкость и силу тока аккумулятора мультиметром

Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.

Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.

Измерение емкости аккумулятора

Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.

Измерения при работающем двигателе

Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.

Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.

При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.

Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:

  1. Плохой контакт.
  2. Поломка генератора.
  3. Неисправность регулятора напряжения.

Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.

После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Как визуально проверить корпус аккумулятора автомобиля и кабели

Теперь пришло время проверить физическое состояние вашего аккумулятора. Поврежденный корпус батареи может не только помешать правильной работе батареи, но и в конечном итоге убить ее. Чтобы проверить его, вам необходимо извлечь его из вашего автомобиля.

Сначала отсоедините кабели, начиная с клеммы заземления, а затем положительной клеммы. Теперь открутите прижимной механизм, чтобы извлечь аккумулятор из лотка. Убедитесь, что удерживающий механизм работает. Если его нет установите его. Это оборудование предотвращает отскок аккумулятора и его повреждение во время движения автомобиля.

Поместите его на рабочее место или аналогичную поверхность. Внимательно осмотрите корпус батареи на предмет возможных повреждений. Проверьте наличие выпуклой стороны или крышки, трещин вокруг корпуса или поврежденных клемм. Если ваша батарея повреждена, замените ее. Избыточная зарядка и внутреннее короткое замыкание приведут к раздуванию батареи, когда кислота превратится в газ. Поэтому, если вы обнаружите признаки выпуклости, проверьте и систему зарядки.

Теперь проверьте кабели. Проверьте на предмет износа, трещин или износа изоляцию вокруг кабелей и состояние кабельной резьбы. Замените их при необходимости. Убедитесь, что прижимной механизм на вашем аккумуляторе работает.

Какие параметры можно проверить?

С помощью мультиметра можно измерить напряжение с высокой точностью. По величине электрического напряжения можно определить заряжена ли аккумуляторная батарея или элемент необходимо зарядить постоянным током.

С помощью мультиметра, можно проверить напряжение не только кислотных аккумуляторов, но и элементы питания сотовых телефонов. Чтобы проверить мобильник на величину заряда батареи, прибор переводится в режим измерения постоянного тока до 20 В. В этом режиме цифровой прибор, позволяет измерить напряжение, с точностью до сотых долей вольта.

Как проверить емкость и силу тока аккумулятора мультиметром

Аккумулятор шуруповёрта, также можно легко проверить мультиметром. Номинальное напряжение прибора, в данном случае, можно узнать из документации электроинструмента, и если напряжение меньше этого значения, то батарею необходимо зарядить.

Ёмкость аккумулятора также можно проверить мультиметром. Для этой цели можно воспользоваться несколькими способами.

Проверить с помощью мультиметра можно утечку тока. Если необходимо измерить данный параметр на автомобиле, то кроме утечки тока на корпус, проверяется и утечка в бортовой сети автомобиля.

Таким образом можно предотвратить быстрый разряд АКБ и повысить её эксплуатационный ресурс.

Как проверить зарядку аккумулятора мультиметром?

Определить, в каком состоянии находится литий-ионный (наиболее распространенный вид современных батарей) аккумулятор довольно просто, если следовать этим указаниям:

  • Отсоединяете накопитель энергии от автомобиля и ждете 5–6 часов.
  • Мультиметр должен работать в режиме «вольтаж» (проверка напряжения).
  • Стандартный литиевый аккумулятор вырабатывает ток в диапазоне 12,7–13,2 вольта. Переключатель устанавливается на показатель 20 или наиболее близко к нему. Так замеряется напряжение от этого значения и ниже.
  • Провода, идущие от прибора, подсоединяются к батарее: красный на положительную клемму, черный – на отрицательную. Если провода одного цвета, то ориентироваться следует на их маркировку и подключать к противоположным зарядам, минус к плюсу и наоборот.

Как проверить напряжение мультиметром в сети: измерение вольтажа в розетке 220 вольт

В зависимости от показателей прибора, следует принимать решение насчет замены или дальнейшего использования аккумулятора.

  • 12,7–13,2 вольта – батарея заряжена и готова к работе;
  • 12,1–12,4 V показывает, что зарядка аккумулятора произведена примерно наполовину и желательно увеличить уровень энергии;
  • 11,6–12 вольт – сильное истощение и в качестве источника электричества аккумулятор не годится;
  • Ниже 11-и V – оборудование полностью выведено из строя и попытки его использования могут привести к поломке.

Чтобы понять, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром, не нужны особенные знания или специальное оборудование, достаточно немного времени и соблюдение перечисленных советов.

Как проверить ток утечки

Аккумулятор может самостоятельно разряжаться, даже в том случае, когда его клеммы не подключены к потребителям электроэнергии. Величина саморазряда указывается в документации к аккумулятору и является естественным процессом. Особенно заметно потеря электроэнергии может наблюдаться в кислотных АКБ.

Как проверить емкость и силу тока аккумулятора мультиметром

Дополнительно к естественным утечкам электрического тока, в цепи могут быть участки, которые находятся во влажном состоянии или с истончённой изоляцией. В этом случае, даже в момент, когда все потребители электроэнергии находятся в выключенном состоянии, происходит дополнительная утечка тока, которая может привести к полному разряду батареи, а в некоторых случаях, и к возгоранию повреждённого места.

Особенно, такое явление может быть опасно в бортовой сети автомобиля, у которого отрицательным проводником является весь кузов и агрегаты, на которых может находиться достаточное количество огнеопасных веществ для образования открытого пламени даже от небольшой искры или электрической дуги.

Чтобы выявить, такое «несанкционированное» расходование электричества, необходимо выключить зажигание автомобиля, а также отключить устройства работающие в «дежурном режиме», например магнитолу и сигнализацию.

Измерить силу тока на аккумуляторе с помощью мультиметра, можно только в том случае, если измерительный прибор переведён в режим измерения силы тока, обозначенный значком «10 А». Для этого круговой переключатель переводится в соответствующий режим, а красный штекер в гнездо обозначенное знаком «10 ADС».

Красный щуп мультиметра соединяется с «+» аккумулятора, а чёрный, с отсоединённой клеммой. В этот момент должны полностью отсутствовать какие-либо показания прибора. Если мультиметр покажет любое значение, то ток утечки является значительным, и необходимо произвести детальную диагностику бортовой сети автомобиля.

Подобным образом производится замер утечки в других электронных системах. При проведении диагностики следует проявлять осторожность, и при подозрении на значительную утечку электрического тока, которая проявляется искрением при отсоединении или подключении клеммы, от замера тока утечки мультиметром следует отказаться.

Если пренебречь этим правилом, то можно «спалить» прибор, который не рассчитан на проверку больших значений силы тока.

Как проверить плотность аккумулятора

  1. Как проверить автомобильный аккумулятор с помощью ареометра

Это испытание также называется проверкой силы тяжести электролита. Он покажет вам, полностью ли заряжена батарея, недостаточно заряжена или неисправна.

Для достижения наилучших результатов используйте влагомер со встроенным термометром. Некоторые влагомеры являются саморегулирующимися; другие влагомеры поставляются с таблицей пересчета для настройки показаний при проведении испытаний при различных температурах окружающей среды.

При выполнении этого теста наденьте кислотостойкие перчатки и защитные очки.

Предупреждение

При измерении температуры электролита никогда не используйте металлический термометр. Термометр может реагировать с серной кислотой и даже вызывать взрыв.

Как измерить ёмкость

Мультиметр можно использовать и как тестер для измерения ёмкости аккумулятора. Замер ёмкости аккумулятора можно произвести с помощью контрольного разряда батареи. Чтобы проверить ёмкость потребуется вначале полностью зарядить аккумулятор. Затем необходимо убедиться что батарея максимально заряжена, сделав замер напряжения и плотности электролита.

Как проверить емкость и силу тока аккумулятора мультиметром

Далее необходимо подключить нагрузку известной мощности, например лампу накаливания мощностью 24 Вт, и отметить точное время начала данного эксперимента. Когда напряжение батареи упадёт до 50% процентов от ранее установленного показания полностью заряженного аккумулятора, лампочку следует отключить.

Измерение ёмкости, которое выражается в а/ч, осуществляется путём перемножения силы тока в цепи при подключённой нагрузке, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если получится значение, максимально приближенное к номинальному показателю а/ч, то батарея находится в отличном состоянии.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?

Можно произвести замер напряжения при включенном двигателе. Удовлетворительным показателем считается значение в 13,5–14 В. Оно указывает, что АКБ можно смело продолжать использовать.

Если число на измерительном приборе превышает 14,2 В, то аккумулятор не заряжается полностью, а генератор работает в усиленном режиме, чтобы снабдить все зависимые системы автомобиля энергией. Но следует учитывать окружающую обстановку при замере, холодной зимней ночью батарея могла разрядиться и генератор вырабатывает увеличенное напряжение, чтобы ее заполнить. Подождите 10–15 минут и повторите процедуру. Если значения снизились – все в порядке.

Если, при проверке мультиметром напряжения аккумулятора, с запущенным двигателем и отключении расходующих электроэнергию системах прибор показывает ниже 13 В, то это указывает на перебои в работе генератора, который не в состоянии заполнить АКБ до необходимого уровня.

Проверить внутреннее сопротивление

Чтобы проверить АКБ на исправность с помощью мультиметра, требуется измерить внутреннее сопротивление аккумулятора. Проверить работоспособность источника питания можно с применением мультиметра и мощной лампочки на 12 В. Проверить батарею необходимо в такой последовательности:

Как проверить емкость и силу тока аккумулятора мультиметром

  1. Лампа 12 В подключается к АКБ.
  2. Спустя несколько секунд свечения лампы, замеряется напряжение на клеммах батареи.
  3. Лампа отключается, и напряжение снова замеряется.

Если разница измерения не превышает значения 0,05 В, то аккумулятор находится в исправном состоянии.

В том случае, когда значение падение напряжения больше, внутреннее сопротивления источника питания будет выше, что косвенно будет обозначать значительное ухудшение технического состояния аккумулятора. Таким образом удаётся довольно точно проверить источник электроэнергии на исправность.

Термопара: принцип работы

Использование гидрометра для проверки аккумуляторной жидкости

  1. Снимите крышки с верхней части аккумулятора.
  2. Погрузите наконечник ареометра в первую ячейку батареи и выжмите колбу ареометра.
  3. Отпустите лампочку, чтобы электролит попал в иглу ареометра.
  4. Прочтите удельный вес электролита, как указано в инструкции на упаковке инструмента.
  5. Запишите ваши значени и выполните тот же тест на остальных клетках.
  6. Сравните свои результаты с результатами инструкций производителя инструмента.

В основном, если ваши показания падают между 1.265 и 1.299, ваша батарея заряжена. Когда ваши показания упадут ниже 1,265, ваша батарея будет недостаточно заряжена. В большинстве случаев медленный или быстрый заряд поможет восстановить заряд и улучшить химическую реакцию в батарее. Тем не менее, разница между 25 и 50 баллами или более (точка равна 0,001), между любыми вашими показаниями указывает, что батарея является сульфатированной, и вам необходимо заменить ее.

Как проверить заряд АКБ по индикатору

На многих необслуживаемых аккумуляторах установлены индикаторы заряда, позволяющие визуально определить состояние батареи. Эта опция впервые появилась на японской продукции и быстро завоевала популярность благодаря удобству и доступности.

Гидрометр, как называют индикатор, представляет собой прозрачное окошко на крышке батареи. Цвет окошка меняется в зависимости от состояния АКБ:

У некоторых индикаторов окошко краснеет при потере емкости.

Принцип действия прибора основан на изменении плотности электролита при разном уровне заряда. Работает это так:

Как проверить заряд АКБ по индикатору?
Как проверить заряд АКБ по индикатору?
К окошку прикреплена трубка с зеленым поплавком.

  • При зарядке аккумулятора плотность электролита растет и поплавок поднимается, приближаясь к окошку.
  • Если АКБ разряжена, плотность падает и шарик тонет в электролите. В результате окошко индикатора меняет цвет на серый или черный.

В некоторых моделях индикаторов имеется красный шарик, который всплывает при снижении плотности электролита. Этим обеспечивается красная индикация разряда.

При падении уровня электролита через окошко будет виден не шарик, а непосредственно электролит. Чтобы предотвратить разрушение пластин, в банки нужно долить дистиллированную воду и зарядить аккумулятор.

Достоинство индикатора в том, что устройство позволяет определить состояние батареи без применения специальных приборов. Это удобно при покупке аккумулятора или в дорожных условиях, когда нужно быстро проверить состояние АКБ. Однако индикация при помощи поплавка не всегда позволяет сделать точные выводы о работоспособности аккумулятора. Поэтому в случае сомнений нужно использовать мультиметр или нагрузочную вилку. Они пригодятся и в случае, когда нужно проверить батарею, не оснащенную индикатором.

Как проверить клеммы аккумулятора с помощью мультиметра

Грязные, корродированные или ослабленные клеммы приведут к проблемам с пуском или отсутствием запуска, и являются одной из основных причин, по которым люди думают, что у них есть «разряженный аккумулятор». Иногда такие проблемы трудно обнаружить с помощью простого визуального осмотра.

Здесь вы будете использовать вольтметр (или мультиметр, установленный на напряжение), чтобы проверить клеммы батареи на предмет падения напряжения, чтобы вы могли понять состояние ваших соединений батареи.

Сначала отключите систему зажигания. Сделайте это путем временного отсоединения катушки зажигания или удаления предохранителя, или реле топливного насоса (при необходимости найдите руководство по эксплуатации вашего автомобиля или руководство по ремонту вашего автомобиля, чтобы найти катушку или предохранитель). Это предотвратит запуск вашего двигателя.

Красным плюсовым проводом коснитесь положительного полюса батареи и держите. Черным проводом (минусом) вашего измерителя прикоснитесь с клемме провода минуса который одевается на аккумулятор. Попросите помощника провернуть двигатель. Если ваш прибор регистрирует более 0,5 вольт, вам необходимо почистить или проверить физическое состояние клеммы и клемм.

Теперь проверьте другой аккумуляторный терминал. На этот раз, тем не менее, с помощью черного щупа вашего измерителя прикоснитесь к отрицательному полюсу батареи. Теперь прикоснитесь к красному зонду вашего измерителя к клемме кабеля, соединяющей тот же самый вывод батареи. Попросите вашего помощника запустить двигатель и проверить показания напряжения на вашем счетчике. Если оно превышает 0,5 вольт, необходимо проверить клемму аккумулятора на наличие повреждений или почистить ее.

Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?

Как проверить емкость и силу тока аккумулятора мультиметром

Чтобы определить силу тока, которую выдает ваша АКБ, понадобится создать цепь с нагрузкой. В ее роли выступает любой прибор или оборудование, потребляющее электроэнергию. Для замера понадобится предпринять следующие действия:

  • Прибор устанавливается в режим замера ампер, а переключатель на нем – на переменный ток, который обозначается английскими литерами AC.
  • Отсоединяете клемму с плюса батареи и на ее место ставите отрицательный провод измерительного прибора.
  • К оборудованию, которое выступает в качестве нагрузки, присоединяете отрицательную клемму АКБ и щуп измерителя с положительным зарядом.
  • В зависимости от конструкции, смотрите на высветившееся число или отсчитываете его на шкале прибора.

Исправный и полностью заряженный аккумулятор демонстрирует показатели в пределах 12,6–13 В.

Проверка аккумулятора мультиметром или как сделать тест на герметичность крышки батарейного отсека с помощью мультиметра

Накапливание отложений на крышке аккумулятора является частой причиной появления «мертвой» батареи. Когда грязь и кислота смешиваются и накапливаются в верхней части и клеммах, заряд медленно начинает вытекать. Чтобы проверить, достигла ли ваша батарея точки утечки, используйте мультиметр.

Установите вольтметр на низкое значение на шкале напряжения. Включите вольтметр. Затем прикоснитесь к отрицательной клемме аккумулятора (-) черным датчиком вашего измерителя и коснитесь грязной крышки аккумулятора красным датчиком. Если ваш измеритель регистрирует даже небольшое количество напряжения, знать грязь проводит ток и есть утечка.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой?

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой?
Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой?
Это самый точный метод, позволяющий определить степень заряда и способность аккумулятора работать при полной нагрузке. Его используют профессиональные автоэлектрики в сервисных центрах.

Нагрузочная вилка — прибор, объединяющий вольтметр и нагрузочное сопротивление. Продвинутые версии устройства оснащены еще и амперметром, который позволяет оценить ток нагрузки. Вилка работает в двух режимах:

  1. измерение напряжения батареи;
  2. имитация работы стартера.

Перед началом проверки следует включить режим вольтметра на нагрузочной вилке и подключить ее к аккумулятору. Если прибор показывает менее 12,7 вольта, АКБ нужно зарядить.

Показания вольтметра под нагрузкой >10,2 В 9,6 В 9,0 В 8,4 В
Процент заряда 100% 75% 50% 25% 0%

Как мультиметром проверить транзистор

Проверять нагрузочной вилкой можно лишь полностью заряженную батарею!

Кроме напряжения, в обслуживаемом аккумуляторе необходимо проверить электролит. Он должен иметь уровень на 10-15 мм ниже заливного отверстия и плотность 1,27 г/см³ при 25 градусах Цельсия. В северных регионах плотность электролита может быть увеличена до 1,29 г/см³.

Для проверки используется специальный прибор — ареометр. Это стеклянная емкость с поплавком внутри. На поплавке обозначена шкала, по которой можно определить плотность жидкости, в которую он погружен.

Перед измерением плотности электролита необходимо проверить уровень и, при необходимости, долить в банки дистиллированную воду. После доливки АКБ нужно зарядить.

Диагностика выполняется следующим образом:

  1. подключить нагрузочную вилку;
  2. включить нагрузочное сопротивление на 5 секунд;
  3. переключить вилку в режим вольтметра.

Напряжение на контактах аккумулятора на пятой секунде работы нагрузочного сопротивления говорит об уровне работоспособности батарей.

Частое применение нагрузочной вилки ускоряет износ аккумулятора. Поэтому при регулярной проверке лучше пользоваться мультиметром или индикатором.

Переустановка батареи

После очистки корпуса, клемм и лотка установите аккумулятор на место.

  • Аккуратно положите его на лоток.
  • Прикрепите к лотку с помощью прижимного механизма.
  • Подключите клеммы. На этот раз начните с положительной клеммы и подключите минус или клемму заземления в последнюю очередь.
  • После подключения терминалов распределите тонкий слой вазелина вокруг верхней части клемм и контактных столбов. Это препятствует накоплению коррозии вокруг клемм.

Быстрая проверка показателей аккумулятора

В ряде случаев владельцам авто совсем некогда заниматься отсоединением АКБ от машины, а также «копаться» с освещением и приборной панелью. Такие хозяева машин определяют уровень зарядки АКБ без ее снятия, прямо под капотом.

Этот процесс выглядит следующим образом:

  1. Когда произошло замирание машины после выключения мотора, мультиметр подключают к АКБ по схеме: плюс к «+», минус соответственно к «минусу». Стоит учитывать, что показатели будут с незначительными отклонениями. 12,7Вольт – показатель нормы.
  2. Затем машина заводится. Когда мотор заработает, напряжение поднимется до 14,7Вольт.
  3. Рекомендовано проверить еще с нагрузкой (внешнее освещение, обогрев окон, средний режим печки). В таком случае норма – 14,6Вольт.

Измерить напряжение аккумулятора автомобиля мультиметром – задача посильная даже начинающему автолюбителю. Позволить себе дорогой аккумулятор, оснащенный специальным индикатором, может не каждый.

Практичным и универсальным вариантом считается измерение заряда АКБ мультиметром. Этот прибор, с говорящей приставкой «МУЛЬТИ», позволяет измерить не только напряжение, но и силу тока. Кроме того, мультиметр может пригодиться и для другой электротехники, включая телефоны, ноутбуки, шуруповерты. Помните, что приобретать такой прибор лучше у проверенных производителей в специализированных магазинах.

Как почистить автомобильный аккумулятор

  1. Очистка корпуса батареи

Вы можете использовать простую процедуру для очистки корпуса батареи. Для этого вам нужно приготовить смесь из 8 унций теплой воды и одной столовой ложки пищевой соды. Это нейтрализует кислоту и помогает удалить грязь с корпуса аккумулятора и клемм.

Наденьте защитные очки и резиновые перчатки и, используя мягкую щетку, нанесите раствор на верхнюю часть батареи и по бокам корпуса. Если ваша батарея использует крышки отсеков (батареи подлежащие обслуживанию), не позволяйте смеси просачиваться под крышками и смешиваться с электролитом внутри.

Протрите раствором и чистой тряпкой. Продолжайте наносить моющий раствор до тех пор, пока не увидите никаких следов отложения.

  1. Очистка клемм аккумулятора

Как и в случае с аккумулятором, удалите грязь и коррозию с клемм, используя пищевую соду и водный раствор.

Чтобы облегчить вашу задачу, вылейте смесь в пенопластовую или аналогичную одноразовую чашку и погрузите в нее клемму аккумулятора на одну или две минуты. Затем используйте инструмент для очистки батарейного отсека, чтобы закончить удаление коррозии с клемм. Повторяйте процедуру, пока не увидите, что оба кабеля свободны от коррозии.

  1. Очистка батарейного отсека

Проверьте состояние батарейного отсека. Убедитесь, что на нем нет ни винтов, ни трещин, ни кусков грязи, ни следов коррозии. При необходимости используйте тот же раствор для удаления грязи и коррозии с поддона.

Как сделать прибор собственными руками

Когда необходимая техника отсутствует, прибор можно сделать самому, посмотрев видео. Из готовых приборов необходимо взять вольтметр, а оставшиеся детали сооружают из подручных средств. Трудности возникнут при расчетах и создании внутреннего сопротивления, для которого потребуется ток.

Подходящим материалом является нихромовая проволока, используемая для создания нагревательных спиралей в электрических плитках. Нихромовые элементы можно заменить металлической полосой из прочих нагревательных устройств.

Для напряжения 12 В показатель тока должен находиться в рамках 80-120 Ампер, а сопротивление – 0,1-0,15 Ом. Прибор для измерения такого сопротивления сложно найти. По этой причине подбирают длину одного элемента и измеряют ток, который он пропускает. После этого совмещают несколько подобных деталей.

Самодельный аппарат делают последовательно:

  1. Подбирают нихромовую проволоку или нагревательную полосу и измеряют мультиметром до 15 А ток. Элемент должен пропускать 10-12 А.
  2. Соединяют 10 таких деталей, получая нагрузку в 100-120 А. Проволоку необходимо надежно скручивать.
  3. Полученный элемент помещают в подходящий корпус и фиксируют в нем. Если коробка небольшая, то проволоку несколько раз сгибают так, чтобы витки не касались друг друга. Параллельное соединение должно быть надежным, что обеспечивается изолирующими цилиндрами, которые устанавливают на изгибы.
  4. Концы скрутки припаивают к контактам на выходе, а снаружи – к соединительным проводам.
  5. Подключают вольтметр.
  6. Крепят на концы соединительного кабеля зажимы, которые потом подсоединяют к аккумулятору.

Когда устройство будет готово, можно проводить измерения в домашних условиях.

Видео — проверка аккумулятора

  • https://FB.ru/article/302717/kak-izmerit-emkost-akkumulyatora-multimetrom-poshagovaya-instruktsiya
  • https://10carbest.ru/kak-proverit-akkumuljator/
  • https://automonth.ru/proverka-akkumuljatora-multimetrom/
  • https://santavod.ru/kak-proverit-akkumulyator-avtomobilya-multimetrom/
  • https://EvoSnab.ru/instrument/test/kak-proverit-akkumuljator-multimetrom
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/kak-proverit-akkumulyator-avtomobilya-multimetrom-2
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/emkost-akkumulyatornoj-batarei
  • http://jeepclubspb.ru/kak-proverit-akkumulyator-multimetrom/

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром на работоспособность дома без приборов: как узнать заряд и ёмкость тестером, измерить напряжение и силу тока

Как проверить мультиметром емкость аккумулятора

Как проверить лампочку мультиметром — инструкция

Как проверить мультиметром батарейку

Как проверить лампочку тестером, мультиметром: пошаговая инструкция

Как проверить (прозвонить) ТЭН мультиметром