Заряженность акб по напряжению

Определяем степень заряда автомобильного аккумулятора по напряжению

Дискуссии о том, каким должно быть нормальное напряжение аккумулятора то стихают, то вновь разгораются на просторах интернета. Этот вопрос не так однозначен, как кажется, поэтому надо разобраться, какова эта величина на самом деле и что на нее оказывает влияние.

Таблица определения заряда по величине напряжения

При разряде кислотно-свинцовой батареи, применяемой в автомобиле в качестве стартерной, серная кислота в результате электрохимических реакций расходуется на образование сульфата свинца и образование воды. При этом плотность электролита падает. При заряде батареи происходит обратный процесс – серная кислота образуется вновь, удельный вес раствора увеличивается.

Поэтому по плотности жидкого реагента можно однозначно определить степень заряженности АКБ. Также уровень запасенной энергии можно определить по напряжению на выводах аккумулятора без нагрузки. Для удобства эти параметры сведены в таблицу.

Уровень заряженности, % 100 75 50 25 0
Плотность электролита, г/см3 1,266 1,223 1,17 1,153 1,1
Напряжение разомкнутой цепи, В 12,6 12,45 12,24 12,06 11,6
Напряжение под нагрузкой при токе 100 А, В 10,2 и выше 9,6 и выше 9 и выше 8,4 и выше 7,8..8,3

Все параметры сняты при температуре 25 град.С и плотности электролита, изначально доведенной до нормы.

Определяем степень заряда автомобильного аккумулятора по напряжению

Напряжение под нагрузкой в большой степени зависит от состояния аккумулятора. В основном, от его фактической емкости (еще точнее, от внутреннего сопротивления батареи). Поэтому по замерам под нагрузкой однозначно определить степень заряженности не получится.

Минимальный вольтаж аккумулятора для запуска двигателя

Лучше всего начинать поездку при полностью заряженном аккумуляторе, но так получается не всегда. Водителей интересует, какое минимальное напряжение должно быть на клеммах аккумулятора, чтобы он не подвел во время езды. Однозначного и даже приблизительного ответа на этот вопрос не существует. Наименьшее напряжение, при котором аккумулятор может провернуть стартер со скоростью, достаточной для запуска, зависит от многих факторов:

  • мощности стартера двигателя;
  • густоты смазки (зависит от температуры);
  • состояния двигателя;
  • мощности двигателя;
  • типа двигателя (бензиновый или дизельный);
  • емкости аккумулятора;
  • других условий.

Любителям точных цифр можно обратиться к стандартам определения тока холодной прокрутки аккумулятора. Они определяют минимальное напряжение во время тяжелого пуска двигателя (на пределе возможностей АКБ).

Стандарт SAE, CCA EN IEC DIN JIS MCA ГОСТ Р 53165-2008
Минимальный уровень на клеммах АКБ при прокрутке стартера, В 7,2 7,2 8,4 9 6 7,2 8,4

Определяем степень заряда автомобильного аккумулятора по напряжению

Очевидно, что единого (и даже близкого) подхода в данном случае также нет -разброс мнений составляет до 50%. Если автовладелец желает ориентироваться на данные цифры, ему придется выбрать какой-то стандарт в качестве образца. Надо иметь в виду, что эти рабочие напряжения АКБ должен выдавать под полной нагрузкой при различных отрицательных температурах.

Сколько вольт должно быть на новом аккумуляторе

В большинстве случаев аккумуляторы продают полностью заряженными (со слов продавцов). В этом случае на выводах должно быть 12,6 вольт.

Теоретически перед продажей АКБ можно зарядить до 13,6 вольт, но этот излишек за счет саморазряда уйдет до номинального значения в течение нескольких часов (максимум – нескольких суток) хранения АКБ.

Определяем степень заряда автомобильного аккумулятора по напряжению

Может оказаться, что батарею не зарядили до конца или она разрядилась из-за долгого хранения. Только что приобретенный аккумулятор надо проверить (желательно, прямо в магазине, еще лучше – с помощью нагрузочной вилки). Если напряжение на выводах говорит о запасе энергии не менее 50%, можно попытаться поставить аккумулятор на автомобиль и попробовать завести двигатель, в надежде, что батарея подзарядится во время езды. Но если есть возможность, такую АКБ надо зарядить до полного уровня, чтобы в дороге (в худшем случае – у первого светофора) не возникло проблем.

Как правильно замерить напряжение

Процедура замера напряжения зависит от приборов, имеющихся в хозяйстве автовладельца. Различными устройствами можно получить ту или иную информацию об аккумуляторе.

Мультиметром

Самый очевидный способ измерения выходного уровня батареи – замер мультиметром. Для этого понадобится тестер с режимом измерения постоянного напряжения в пределах 20 вольт. Подойдет практически любой прибор – даже самый недорогой китайский цифровик или старый стрелочный авометр.

Для проверки напряжения без нагрузки надо отключить хотя бы один провод от клемм батареи (а лучше оба). Плюсовой вывод тестера подключается к положительной клемме батареи, а минусовой – к отрицательной. Если подключиться наоборот, ничего страшного не произойдет, только напряжение будет индицироваться со знаком минус (а вот у прибора старого образца может сломаться стрелка). По итогам замера определяется заряд аккумулятора по напряжению и принимается решение – если уровень на клеммах низкий, АКБ лучше снять и зарядить от сетевого ЗУ.

Определяем степень заряда автомобильного аккумулятора по напряжению

Для замера под нагрузкой надо подключить все провода и включить как можно больше потребителей автомобильной бортсети (световой оборудование, нагреватели, звук и т.п.). Для измерения напряжения генератора надо завести двигатель.

Нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка – специфический прибор, она служит для определения состояния аккумуляторной батареи по итогам сравнения двух замеров напряжения:

  • на холостом ходу;
  • под нагрузкой.

Ей можно воспользоваться для определения меры заряженности батареи. Для этого надо выполнить измерение на холостом ходу (при отключенном нагрузочном резисторе). У простых вилок имеется специальная таблица, в которой указано соответствие замеренного напряжения и запаса энергии. У продвинутых «цифровых» устройств вся информация обрабатывается контроллером и в готовом виде выводится на дисплей.

Определяем степень заряда автомобильного аккумулятора по напряжению

В целом же нагрузочная вилка предназначена для определения состояния батареи. Для этого она позволяет измерить напряжение под нагрузкой с помощью встроенного резистора. Надо сравнить результаты двух замеров (современные устройства сразу выводят оценку состояния).

Замер с подключенным нагрузочным сопротивлением не должен длиться более 2..5 секунд во избежание перегрева прибора. Измерение под нагрузкой надо выполнять при заглушенном двигателе, чтобы не перегрузить генератор (а лучше при отключенных клеммах).

Таблица уровня заряда аккумулятора автомобиля по напряжению

Измерение уровня заряда по напряжению

Напряжение аккумулятора автомобиля — ведущий показатель, на основании которого грамотному водителю следует делать выводы о том, в каком состоянии находится АКБ, нуждается ли она в зарядке или в замене. Известно, что имеется прямая зависимость напряжения от уровня заряда автомобильного аккумулятора. Вначале мы рассмотрим вопрос о том, на основании каких показателей напряжения можно сделать вывод о работоспособности АКБ, почему батарея теряет U и что означает норма напряжения. После этого попробуем определить заряд аккумулятора по напряжению: таблица, на основании которой делаются те или иные выводы о состоянии батареи, будет приложена в конце статьи.

Аккумулятор теряет напряжение: в чем причина?

Если заряженный источник питания быстро разряжается, причин такого «поведения» батареи может быть несколько. Уровень заряда аккумулятора может быстро падать вследствие естественной причины: АКБ просто исчерпала свой ресурс обычным путем и нуждается в замене.

Также может выйти из строя генератор, который заряжает батарею в процессе езды, помогая ей поддерживать необходимый уровень рабочего состояния. Если аккумулятор еще не старый, и генератор в порядке — вероятно, в автомобиле есть серьезные проблемы с током в виде его постоянной утечки.

Кроме этого, бортовая сеть автомобиля может быть неисправной — например, магнитола или какой-нибудь другой прибор берет слишком много тока, и аккумулятор просто не справляется с этой нагрузкой.

Для того чтобы устранить падение напряжения, иногда бывает достаточно исправить возникшую неполадку путем технического осмотра, выявления причины, ее устранения и повторных замеров напряжения на клеммах аккумулятора после нескольких часов его эксплуатации. Важно оценить и такие показатели, как уровень плотности электролита, а также измерить напряжение под нагрузкой и без нее. Подробнее о проверке АКБ нагрузочной вилкой →

Читайте также: Почему не идет зарядка на аккумулятор

Что означает нормальное напряжение аккумулятора?

Для нормальной работы батареи ее напряжение должно колебаться в пределах 12,6-12,7 вольт, не меньше. Эта норма должна быть усвоена начинающими водителями, как таблица умножения — для того, чтобы не пропустить критический уровень падения заряда аккумулятора и не оказаться в том положении, когда машина внезапно «встанет».

Напряжение в норме

Также следует знать и о том, что, в зависимости от характеристик АКБ и автомобиля, а также иных сопутствующих условий, норма может изменяться — до 13 вольт и чуть выше. Именно так утверждают некоторые производители аккумуляторных батарей, и этот фактор тоже нужно принимать во внимание. То, сколько вольт должно быть в идеале — цифра относительная. Но ориентироваться всегда нужно на показания от 12,6 до 13,3 вольт — в зависимости от типа и страны-производителя АКБ.

Если напряжение в батарее опускается ниже 12 вольт — она разряжена, как минимум, наполовину, а когда оно падает ниже 11,6 вольт — аккумулятор срочно нуждается в зарядке.

Итак, норма показателя напряжения большей части автомобильных АКБ — от 12,6 до 12,7 вольт, а если используется нестандартная модель аккумулятора, норма U может быть несколько выше: 13 вольт, но максимум 13,3. Некоторые начинающие автомобилисты спрашивают о том, какой должен быть показатель U в идеале. Идеальных цифр, разумеется, нет, поскольку меняться может и уровень тока в сети авто, и погодные условия, и потребление энергии отдельными элементами бортовой сети автомобиля.

Для того чтобы не пропустить того момента, когда заряд батареи станет понижаться до критического уровня, существует так называемая таблица заряда АКБ. Если вы замерили U на клеммах вашей батареи, можно определить заряд аккумулятора по напряжению: таблица поможет сориентироваться в этом. В ней выведена прямопропорциональная зависимость U от уровня заряженности АКБ в процентном соотношении.

Читайте также: Отличительные черты AGM аккумуляторов

Также в таблице приведены показатели плотности электролита и температуры, при которой он может замерзать в холодное время года — тоже в зависимости от того, каков уровень заряда и U в аккумуляторе.

Таблица уровня заряженности АКБ

Плотность электролита, гр/см³ Напряжение (вольтаж) без нагрузки Напряжение (вольтаж) под нагрузкой 100 ампер Уровень заряженности АКБ, в % Температура замерзания электролита, в °С
1,11 11,7 8,4 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Как вам статья?

Мне нравится 10

Похожие статьи

Вам также может быть интересно

Отработавший свой срок аккумулятор

Многие автолюбители знают, что аккумуляторную батарею обычно меняют раз в три или четыре года

Аккумуляторный блок шуруповерта

Всем известно, что такой инструмент, как шуруповерт, часто бывает незаменим не только в среде

Взорвался аккумулятор

Принято считать, что свинцово-кислотные аккумуляторы безопасны в эксплуатации. Но так ли это на самом

АКБ разных типов

Каждая аккумуляторная батарея, будь то источник питания для автомобиля или же простая батарейка, с помощью

Измерение емкости аккумулятора мультиметром

Не секрет, что со временем емкость аккумуляторных батарей становится меньше, и они уже не

Снятие крышек аккумулятора, чтобы проверить его плотность

Иногда владельцы автомобилей спрашивают о том, как проверить плотность аккумулятора. Если выражаться корректнее и

Леонид Данилович 27.11.2018 в 10:53

Если в первые морозы не запустился двигатель, то стоит задуматься , что у вас не так в авто. Ну про клеммы вы сами знаете, что они на АКБ должны мертво сидеть, если на АКБ при заведенном авто мало напряжения, то есть две причины «шоколадка» такая , т.е регулятор напряжения и провода подключенные к генератору . С регулятором отдельный вопрос, а провода надо проверить,заглушить двигатель скинуть + с АКБ, отключить толстый провод с генератора и прочистить болт на генераторе и наконечник на проводе до блеска, я это делаю с помощью дрели или шурика , вставив круглую металлическую щетку, потом все на место закрутить. Еще на генераторе есть небольшой разъем, через который идет напряжение подмагничивания, его почистить сложнее, поэтому я выдергиваю и вставляю несколько раз этот разъем, окисная пленка снимается. Минус от АКБ тоже можете почистить. После этих манипуляций напряжение на АКБ на заведенном двигателе может повысится ( у меня на 0.2 В добавилось) , если напруга по прежнему меньше 14,2 В, то зимой могут быть проблемы даже с новым АКБ.
Теперь про АКБ.
. «Для проверки акб на «вшивость» рекомендую такой метод: полностью заряженный аккум. разряжаете на нагрузку в 20 А, можно использовать четыре лампочки на 60 Вт нити дальнего света обычно целые, когда перегорает ближний. Надежно все соедините, засеките время и контролируйте напряжение пока не снизится до 10,5 В, не прозевайте этот момент, дальше разряжать опасно для акб. Если время 25 мин и меньше, то акб в утиль Если 30…50 мин , то в морозы до -25 он еще вам послужит.Этот метод позволит вам знать сколько времени вы можете проехать на автомобиле, если по каким то причинам исчезла зарядка и загорелась сигнальная лампочка отсутствие зарядки. ( Если конечно не лопнул ремень, который заодно и помпу крутит).
У меня есть зарядное, которое сам сделал в 80-х годах, естественно трансформаторное , автоматическое отключение и стабильное поддержание выставленного тока от 0. 25 А до 10 А, при этом из полупроводниковых элементов только 2 выпрямительных диода. После заряда сначала нормальным потом пониженный 1..0,5 А, выставляю ток 0.25 А и АКБ заряжается суток 4, напряжение за это время поднимается до 15 В, АКБ » сбрасывает » два года старости.
Четверо суток можно проводить эксперименты, если у вас есть еще АКБ, который в машине стоит.

Как определить степень заряда по напряжению

Из-за разряженной батареи автомобиль может не завестись в нужный момент. Поэтому автолюбитель должен уметь определять степень заряженности аккумулятора . Самый простой способ – измерить разность потенциалов на клеммах. Для этого нужны вольтметр и таблица заряда аккумулятора автомобиля по напряжению. Можно также оценить количество запасенной энергии по плотности электролита, но этот метод подходит не для всех батарей.

Таблица для определения степени заряда автомобильного АКБ по напряжению

Определить степень разряженности автомобильного аккумулятора можно по таблице заряда аккумулятора . Для этого нужно измерить разность потенциалов на клеммах и посмотреть уровень заряда в процентах по приведенной ниже таблице.

Таблица заряда аккумулятора

Определяем по плотности электролита

В состав электролита входит серная кислота и дистиллированная вода. Чистая серная кислота растворяет металлы. Поэтому, чтобы она не смогла повредить свинцовым пластинкам, ее разбавляют водой. Но если воды будет слишком много, протекание химических реакций затруднится.

Так как плотность воды и кислоты разные, то по плотности можно оценить соотношение компонентов в электролите. Если она выше нормы, значит, кислоты больше чем требуется. Соответственно, разложение свинцовых пластин идет быстрее. Оптимальной считается плотность 1,27 г/мл.

Плотность электролита зависит от температуры. Чем ниже температура, тем ниже плотность.

Таблица зависимости от температуры

Автомобиль не будет постоянно эксплуатироваться в идеальных условиях. Он может использоваться для поездок на короткие дистанции. При этом двигатель часто запускается, а восстановить заряд не успевает. В таком случае будет идти ускоренная сульфатация свинцовых пластин, в результате чего плотность электролита снизится.

Если постоянно ездить на машине на большие расстояния, может произойти перезаряд аккумулятора. В результате этого электролит закипит, концентрация воды в нем уменьшится, а плотность увеличится.

В каждом из этих случаев напряжение на АКБ не будет соответствовать уровню заряда батареи. Поэтому, чтобы полностью контролировать состояние батареи, нужно регулярно измерять плотность электролита по методике в этой статье.

Как измерить напряжение на батарее

Проще всего определить степень заряда аккумулятора по напряжению. Однако при этом нужно придерживаться правил:

Таблица степени заряда типов АКБ

  • проводить измерения можно через 4-5 часов после заряда, чтобы параметры успел и стабилизироваться;
  • АКБ должен быть отключен от нагрузки;
  • Если все условия выполнены нужно выставить на приборе необходимый предел измерения и подключить его к клеммам батареи.

О том, как пользоваться мультиметром и проверить с его помощью аккумулятор, можно почитать здесь.

До какого напряжения нужно заряжать аккумулятор и как правильно это делать

Сначала разберемся как правильно заряжать аккумулятор. Существует два способа:

  • постоянным током;
  • постоянным напряжением.

Зарядка постоянным током включает в себя три этапа:

  1. Сначала нужно установить величину тока. Она должна равняться 10% от емкости батареи. Например, для АКБ емкостью 80 Ач нужно, чтобы зарядный ток был равен 8 А. Разность потенциалов на клеммах начнет постепенно увеличиваться.
  2. Когда разность потенциалов достигнет уровня 14,4 В, начнется процесс электролиза воды. В результате этого вода разлагается на кислород и водород и электролит «закипает». Чтобы его замедлить, нужно уменьшить зарядный ток в 3 раза. Если он у нас был 8 А, то нужно снизить его до 3 А.
  3. Когда на клеммах напряжение станет равным 15 В, нужно еще раз уменьшить зарядный ток в два раза. В нашем случае он должен стать равным 1,5 А. На этом этапе нужно проверять показания приборов не реже 1 раза в 2 часа. Когда разность потенциалов и ток стабилизируются, то есть текущие показания мультиметра будут идентичны измеренным на один или два часа раньше, аккумулятор можно считать заряженным.

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Недостатком этого метода зарядки является необходимость постоянно контролировать параметры зарядки.

Как определить степень заряда по напряжению

Процесс зарядки постоянным напряжением заключается в поддержании постоянно й разности потенциалов на выводах аккумулятора. Данную схему удобно использовать при использовании зарядки которая оснащена автоматической системой регулировки параметров зарядки.

По мере зарядки ток снижается. Когда он уменьшится до величины 0,2 А, АКБ будет считаться заряженным. При этом следует также обращать внимание на зарядный ток – он должен быть на уровне 10% от емкости. Если он больше 20%, то нужно временно уменьшить напряжение на батарее. Иначе она может выйти из строя.

При восстановлении АКБ после глубоко го разряда ток не должен быть выше 5% от емкости. При этом начальн ая разность потенциалов обычно находится в диапазоне от 12 до 13 В.

При использовании данного способа пополнения энергии время заряда зависит от величины напряжения:

  • если заряжать постоянным напряжением 14,4 В, то через 24 часа уровень энергии будет равен 80%;
  • если установить показания вольтметра на уровне 15 В, то через 24 часа уровень заряда достигнет величины 90%;
  • используя напряжение величиной 16 В можно зарядить батарею за сутки.

Важно! Заряжать аккумулятор напряжением более 15,6 В небезопасно. А при глубокой разрядке на восстановление может потребоваться несколько суток.

Как определить степень заряда по напряжению

Как определить степень заряда по напряжению

После зарядки желательно определить уровень запасенной энергии. Для начала измерим разность потенциалов на клеммах. У полностью заряженной батареи оно должно быть равно 12,7 В. Если используется нестандартный АКБ разность потенциалов может достигать от 13 до 13,3 В.

Чтобы полнее оценить состояние батареи рекомендуется провести тестирование под нагрузкой. Для этого нам потребуется лампочка мощностью 40 Вт. Подключаем лампочку к выводам аккумулятора и измеряем разность потенциалов. Напряжение должно просесть на небольшую величину. Если оно уменьшится больше, чем на 0,5 В при незначительной нагрузке, то такой АКБ скоро выйдет из строя и его необходимо менять.

Для тестирования можно также воспользоваться нагрузочной вилкой. Здесь батарея нагружается большим током. Чтобы оценить состояние АКБ, нужно воспользоваться следующей таблицей.

Как определить степень заряда по напряжению

Рекомендуется также проверить напряжение на аккумуляторе при запущенном двигателе. Для этого нужно запустить двигатель и дать ему поработать в течение 15 минут. Обычно в этом случае показания приборов находятся в диапазоне от 13,5 до 14 В. Если они ниже (от 13 до 13,4 В), то батарея заряжена не полностью. Тогда энергия, получаемая от генератора, расходуется на зарядку батареи.

На втором этапе включаем имеющиеся электроприборы: отопительную систему, дальний свет, аудиоустройства и другие. В результате разность потенциалов должн а просесть не более чем на 0,2 … 0,3 В. При большем падении нужно проверить генератор и реле.

О том, какое напряжение должно быть на заряженном АКБ написано здесь.

Если аккумулятор относится к категории обслуживаемых, то желательно также измерить плотность электролита. Она должна быть равна 1,27 г/см 3 .

Спасибо, помогло! 28

Что такое полярность аккумулятора автомобиля и как её определить

Как правильно обслуживать аккумулятор автомобиля своими руками

Как определить емкость аккумулятора 18650

Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы на 12 вольт

Нет зарядки аккумулятора ВАЗ 2110 инжектор: причины и способы их устранения